Вы здесь

Изменения в проведении проверок ГИТ с 2018 года

24.03.18

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 02 (096), март 2018


Появляются новые тенденции в порядке проведения проверок ГИТ. Какие особенности проведения проверок исполнения требований трудового законодательства и законодательства об охране труда в 2018 году нужно учитывать работодателю?

равная оплата труда

 

Надзорные каникулы

До 31.12.2018 будет продолжаться период, когда не проводятся плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если работодатель — субъект малого предпринимательства обнаружил себя в плане проверок, он может подать в надзорный орган заявление об исключении его из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Если работодатель не привлекался к административной ответственности за совершение грубого нарушения, дисквалификации или административному приостановлению деятельности, а также если его не лишали лицензии, включение в план проверок нарушает его права (ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

С 2019 года «надзорные каникулы» прекратятся, и субъектов малого предпринимательства начнут включать в планы проверок. При проверках будет использоваться рискориентированный подход.
 

Риск-ориентированный подход при проведении проверок

При проведении плановых проверок соблюдения трудового законодательства с 14.07.2015 применяется рискориентированный подход (ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, далее — Положение).

Суть этого подхода заключается в том, что от того, к какой категории риска отнесен работодатель, зависит продолжительность, периодичность и форма проведения проверки. Категорию риска на основании определенных критериев присваивает должностное лицо инспекции труда (п. 18 Положения):

— главный государственный инспектор труда РФ (его заместитель) — при отнесении к категории высокого риска;
— главный государственный инспектор труда в субъекте РФ (его заместитель) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска. Если решения о присвоении категории риска нет, то деятельность работодателя относится к категории низкого риска.

В приложении к Положению перечислен перечень категорий риска, к которому могут быть отнесены работодатели. Согласно категории риска установлена периодичность проведения плановых проверок исполнения трудового законодательства (п. 1 приложения к Положению, п. 20 Положения):

— высокий риск — один раз в 2 года;
— значительный риск — один раз в 3 года;
— средний риск — не чаще чем один раз в 5 лет;
— умеренный риск — не чаще чем один раз в 6 лет;
— низкий риск — плановые проверки не проводятся.

Уточнить категорию риска работодатель может по запросу в ГИТ. Ответ на запрос должен быть дан не  позднее чем через 15 рабочих дней с момента поступления запроса (п. 13 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, далее — Правила).

Можно изменить категорию риска путем подачи заявления в контролирующий орган. Для этого потребуется приложить пакет документов (ч. 6 ст. 8.1 Закона № 294ФЗ, п. 17–22 Правил). Ответ работодателю должны дать письменно путем направления информации почтой по адресу его регистрации. Решение можно оспорить либо подав жалобу вышестоящему должностному лицу надзорного органа, либо в суд.

Перечни работодателей чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-го классов опасности должны быть доступны на официальном сайте контролирующего органа (п. 12 Правил). На официальном интернет-сайте Роструда ежегодно размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о работодателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков (п. 21 Положения).

Список работодателей категории высокого риска приведен в Приказе Роструда от 14.06.2017 № 350 «Об отнесении деятельности работодателей-юрлиц и работодателей-физлиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска».

 

Проверочные листы

С 01.01.2018 государственные инспекторы труда при проведении проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). При проверке инспектор не может выходить за рамки вопросов, которые не касаются предмета проверки (ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080).

Для всех остальных работодателей данное нововведение начнет действовать с 01.07.2018. В настоящее время Рострудом утверждены 107 форм проверочных листов (Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 «Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). Однако в настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте и имеет рекомендательное значение. При этом рекомендуем работодателям уже сейчас использовать проверочные листы для подготовки к проверкам или проведения кадрового аудита. Это пригодится, чтобы подготовиться к вопросам инспекторов и привести кадровое делопроизводство в соответствие закону. В проверочных листах можно найти обязательные требования законодательства и ссылки на нормы закона.

Каждый проверочный лист составлен для исследования какого-либо определенного аспекта трудовых отношений.

Например, проверочный лист № 1 посвящен порядку оформления приема на работу, лист № 2 посвящен соблюдению требований по содержанию трудовых договоров, а проверочный лист № 20 посвящен организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Проверочные листы будут использовать и при контроле в сфере миграции (Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 № 1668 (вступило в силу 5 января 2018 года, за исключением отдельных положений)). Проверочные листы для этого вида плановых проверок пока не утверждены.

 

Внеплановые проверки без предупреждения

С 11.01.2018 начинают действовать изменения в ст. 360 ТК РФ (Федеральный закон от 31.12.2017 № 502-ФЗ).Теперь внеплановую проверку без предупреждения работодателя могут также провести, если кто-либо сообщит в инспекцию труда о том, что работодатель:

— уклоняется от оформления трудового договора;
— не надлежаще оформляет трудовой договор;
— заключает гражданскоправовой договор, фактически регулирующий трудовые отношения.

При этом инспекторам не допускается сообщать работодателям о проведении проверки. За указанные правонарушения в сфере нарушений предусматривается административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц и предпринимателей от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей.

 

Сводный план проверок

Узнать, планируют ли какие-либо надзорные органы проверить деятельность работодателя, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры. Этот сервис создан и действует во исполнение ч. 7 ст. 9 Федерального закона № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 

Перечень типовых нарушений с их классификацией

В конце декабря 2017 года Роструд составил и опубликовал на официальном сайте перечень типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства.

В данном перечне нарушения рассортированы по степени риска причинения вреда и тяжести их последствий. Этот перечень поможет понять, какие нарушения надзорные органы будут считать наиболее серьезными.

Нарушения оцениваются по 10-балльной шкале в зависимости от негативных последствий для работника.

По мнению Роструда, наиболее строгим наказаниям  организации будут подвергаться за нарушения в области заключения трудовых договоров и соглашений к ним, ведения и хранения трудовых книжек, процедуры увольнения работников и др.

Самый малый риск наказания несут нарушения, например, в соблюдении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ГИТ или наличие неполного комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности. Данные нарушения оценены в один балл.

 

Примечание автора: данный аналитический материал для газеты «Первая полоса. С пользой для дела!» был написан при участии  практикующего юриста из г. Москвы — Татьяны Сергеевны Снежкиной.

 

 

Жижерина Ю.Ю.  

Жижерина Юлия Юрьевна,

Бизнес-тренер по управлению персоналом и трудовому праву, автор колонки в блоге Русской Школы Управления (Москва)

 


Внимание! Использование любых материалов издания возможно только с письменного разрешения редакции. При копировании ссылка на газету «Первая полоса» обязательна.