Вы здесь

Изменения законодательства для плательщиков УСН в 2019–2020 годах

23.12.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 11 (116), декабрь 2019.


В работе налогового консультанта мы с  коллегами очень часто сталкиваемся с вопросами об изменениях в законодательстве и об их влиянии на дальнейшую деятельность налогоплательщиков.

Сегодня речь пойдет об изменениях в работе обществ, которые применяют упрощенный режим налогообложения.

Изменения законодательства для плательщиков УСН в 2019–2020 годах

Что принес нам 2019 год

1) Нам пришлось окончательно распрощаться с пониженными тарифами страховых взносов, которые перекочевали в НК РФ (ст. 427) из Закона № 212-ФЗ.

Целых 58 категорий предпринимателей теперь должны платить 30% страховых взносов вместо привычных им 20%.

Безусловно, это отрицательный момент для предпринимателей. В свою очередь, увеличение налоговой нагрузки на бизнес не может не радовать ФНС.

На практике я часто встречала компании, которые получали значительную экономию благодаря выведению некоторых непрофильных функций в отдельное юридическое лицо.

Например, если группа компаний по факту пользовалась единым складом, сотрудники были устроены по совместительству или того хуже — на одном юридическом лице.

Соответственно все налоги и взносы платились в полном объеме. А т. к. использование единого склада и кадрового ресурса являются признаками искусственного дробления бизнеса, логичнее вывести непрофильную функцию (в данном случае складское хранение и обслуживание) в отдельное юридическое лицо. Что, собственно, и было сделано.

Складские ОКВЭДы как раз попадали в список деятельности, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если работают на УСН. И на лицо получалась экономия 10% на страховых взносах со всего фонда оплаты труда.   

2) Бизнесменов все-таки обязали применять онлайн-кассы. При переходе на онлайн-кассы нужно руководствоваться Законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ» и ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в ней предусмотрена отсрочка по переходу на онлайн-кассы для некоторых категорий налогоплательщиков).

Основной целью введения контрольно-кассовой техники, по моему мнению, является желание государства установить четкий контроль за движением денежных средств. Особенно это касается предпринимателей, применяющих единый налог на вмененный доход.

Ведь, как известно, при этой системе налогообложения нет ограничений по обороту, и ранее контролирующие органы не могли отслеживать поступление денежных средств к данной категории налогоплательщиков.

С увеличением контроля над данной областью вверх поползли и коэффициенты-дефляторы, которые применяются для расчета к уплате налога по ЕНВД, что опять же ведет к увеличению поступлений в бюджет.

Однако применение онлайн-касс несет в себе и положительную сторону. Например, те предприниматели, которые применяют УСН с базой «доходы», могут быть освобождены от подачи налоговой декларации по уплате единого налога в рамках упрощенной системы налогообложения.

3) Больше нет необходимости сдавать баланс в Росстат. Законом № 444-ФЗ от 28.11.2018 внесены поправки в Закон «О бухгалтерском учете».

Начиная с 2019 года все организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность только в электронном виде.

Для субъектов малого предпринимательства сделано исключение:  для них обязанность сдавать электронную отчетность наступит на год позже, начиная с отчетности за 2020 год.

Таким образом, отпадает необходимость отчетности и в ФНС, и в Росстат. Но, как всегда, есть и обратная сторона медали.

За несвоевременную подачу отчетности с помощью ТКС предусмотрены огромные штрафы (до 700 тыс. руб.).

Что нас ждет в 2020 году

Очень много шума и положительных эмоций вызвал проект Закона «О внесении изменений в гл. 262 ч. 2 НК РФ (в части реализации отдельных положений  национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»)», в соответствии с которым планируются изменения лимитов и ставок по УСН.

Если данный законопроект выльется в полноценный закон, то применять упрощенную систему смогут все, кто соответствует новым критериям: доходы не более 200 млн руб., средняя численность сотрудников не более 130 человек. Но ставки налога вырастут и будут зависеть от дохода и численности сотрудников.

Организации и ИП на упрощенке с базой «доходы», которые превысили лимит доходов в 150 млн руб.  не более чем на 50 млн руб. или средней численности не более чем на 30 человек, должны применять ставку 8 %.

Причем перейти на нее надо с того квартала, в котором произошло превышение. Эта же налоговая ставка будет действовать и в следующем налоговом периоде. Но если по итогам этого года доходы не превысят «старые» лимиты численности и дохода, то появляется возможность вновь применять ставку 6 %.

Упрощенцы с базой «доходы минус расходы» при превышении лимитов обязаны будут применять ставку 20 %, а в случае возврата к прежним объемам смогут вновь использовать ставку 15 %.

Во вступлении данного проекта в силу я вижу больше положительных последствий нежели отрицательных, т. к. у многих предпринимателей отпадет страх превышения лимитов и перевода на основную систему налогообложения.

Также я думаю, что у предпринимателей отпадет необходимость скрывать часть штата и «добывать» наличные с целью выплаты заработной платы.

Станет немного проще работать и появится возможность сконцентрироваться непосредственно на ведении бизнеса, что должно привести к увеличению прибыли.

Заключение

Это наиболее актуальные и значимые изменения, которые влияют и в дальнейшем будут влиять на судьбу упрощенцев в нашей стране.

Однако у нашего правительства осталось еще время до нового 2020 года для того, чтобы порадовать или огорчить бизнесменов нововведениями и изменениями в налоговое законодательство.

Баранова Юлия Юрист и старший налоговый консультант юридической компании «Туров и партнеры» (Москва)

Баранова Юлия,

юрист и старший налоговый консультант юридической компании «Туров и партнеры» (Москва)