Вы здесь

Новый регламент трудовых проверок: порядок применения и расширение прав ГИТ

08.04.20

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 3 (119), апрель 2020.


В прошлом году в трудовое законодательство РФ были внесены два существенных изменения, касающихся осуществления Федеральной инспекцией труда государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Рассмотрим наиболее значимые особенности этих изменений.

Новый регламент трудовых проверок: порядок применения и расширение прав ГИТ

Урегулированы основания и порядок трудовых проверок

Ранее порядок осуществления государственного надзора за соблюдением трудового законодательства был установлен Приказом Минтруда России от 30.10.2012  № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 13.06.2019 № 400н. Приказом Роструда России от 13.06.2019 № 160 утвержден новый Административный регламент (далее — Регламент).

В отличие от предыдущего данный документ более подробно регламентирует основания и порядок проведения как плановых, так и внеплановых проверок, права и обязанности инспектора ГИТ и работодателя.

Теперь региональные ГИТ обязаны размещать план проверок на следующий год на своих официальных сайтах до 10 ноября текущего года (п. 41 Регламента). О плановой проверке инспектор ГИТ обязан предупредить работодателя не менее чем за три рабочих дня путем направления распоряжения о проверке любым доступным способом, в том числе в виде электронного документа.

Что теперь запрещается инспектору ГИТ?

Обязанности инспектора ГИТ при проведении проверки установлены п. 7 Регламента. Инспектор обязан соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателя, в том числе соблюдать сроки проведения проверки, знакомить работодателя с результатами проверки, а также не требовать документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ.

При этом согласно п. 8 Регламента инспектору ГИТ запрещается:

  • проверять выполнение требований законодательства, если они не относятся к полномочиям ГИТ;
  • требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления сведений, документов до начала проведения проверки.

В каких случаях трудовая проверка не проводится?

Заслуживает внимания и п. 27 Регламента, в соответствии с которым проверка не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что отсутствуют основания для проведения проверки, в том числе предмет проверки не соответствует полномочиям ГИТ; при организации и проведении проверки допущены грубые нарушения, предусмотренные законодательством, а также если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Работник отозвал заявление, но внеплановая проверка продолжится

Основным моментом, который необходимо учитывать работодателям, является установление п. 29 Регламента запрета на прекращение проведения внеплановой проверки в связи с отзывом работника своего обращения о нарушении его прав: «Обращение гражданина с заявлением о прекращении рассмотрения ранее поданного им обращения не является основанием для прекращения внеплановой проверки».

Утративший силу Регламент такого запрета не содержал, и достаточно большое количество внеплановых проверок прекращалось в случае, если работодателю удавалось договориться с работником на определенных условиях, вследствие чего работник отзывал ранее поданное им обращение в ГИТ о нарушении его трудовых прав. Таким образом, теперь в случае жалобы работника в ГИТ у работодателя отсутствует возможность решить разногласия с работником и избежать штрафов.

В п. 13 Регламента закреплен перечень документов, которые инспектор ГИТ имеет право потребовать. Перечень является закрытым, исчерпывающим.

Любая жалоба — теперь повод для внеплановой проверки

Неприятной новостью для работодателей является установление п. 90 Регламента нового основания для проведения внеплановой проверки — поступление в ГИТ обращения любого гражданина, юридического лица, органа государственной власти, местного самоуправления и СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. Такая угроза, согласно п. 91 Регламента, может возникнуть в случае непредоставления работникам отпусков, нарушения сроков выплаты заработной платы, принуждения к сверхурочной работе, а также ненадлежащего оформления трудовых отношений.

Таким образом, если ранее при поступлении жалобы гражданина, не являющегося работником организации, следовала стандартная отписка ГИТ «Ваши права не нарушены» и проверка не проводилась, то теперь работодателям необходимо учитывать, что проверка может быть назначена по каким-либо надуманным измышлениям лица, не являющегося работником данной организации.

Согласно пп.78, 81 Регламента акт проверки может быть направлен работодателю так же, как и распоряжение о проверке, в электронном виде. При этом инспектору ГИТ прямо запрещается направлять акт проверки простым почтовым отправлением.

Работодателям необходимо контролировать действия инспектора ГИТ на предмет их соответствия положениям Регламента с момента получения распоряжения о проведении проверки и до получения ее результатов.

Допущенные инспектором ГИТ нарушения в дальнейшем будут являться основанием для признания результатов проверки недействительными.

Инспектор ГИТ может принудить работодателя к выплатам

Достаточно спорными являются положения, введенные в ТК РФ ст. 360.1, согласно которым инспекторы ГИТ теперь наделены правом принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

По мнению большинства специалистов в отрасли трудового права, такие полномочия, не свойственные общим принципам деятельности ГИТ, в том числе противоречащие положениям ст. 382 ТК РФ, в силу которых индивидуальные трудовые споры рассматриваются исключительно комиссиями по трудовым спорам и судами, являются недостаточно продуманным актом законодателя. Вопросы невыплаты заработной платы относятся к категории индивидуальных трудовых споров и не должны рассматриваться государственным органом, не отнесенным вышеуказанной нормой к субъектам, уполномоченным такие споры рассматривать.

Причины невыплаты заработной платы работодателем не всегда имеют корыстный мотив и могут быть следствием различных объективных обстоятельств, начиная от недобросовестных действий контрагента в договорных отношениях и заканчивая блокировкой счета ФНС.

Данная норма пока вызывает множество вопросов, ответы на которые появятся лишь по прошествии продолжительного времени.

Судебная практика по данной категории дел во всех субъектах по состоянию на март 2020 года отсутствует, что может свидетельствовать о том, что сами инспекторы ГИТ не склонны реализовывать предоставленные им новые полномочия.

Галицкий Михаил Владимирович, Юрист частной практики,  независимый эксперт  в области трудового права,  специалист по кадровому  аудиту (Санкт-Петербург)

Галицкий Михаил Владимирович,

юрист частной практики, независимый эксперт в области трудового права,

специалист по кадровому аудиту (Санкт-Петербург). 


Вы также можете читать наши материалы в Яндекс.Дзен.