Вы здесь

Ошибки продавца франшизы

18.12.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 11 (116), декабрь 2019.


Для продавца франшиза – способ увеличить выручку и расширить географию присутствия бренда без аренды офиса, магазина. склада и найма сотрудников на новой территории.

Ошибки продавца франшизы

Для покупателя франшиза -  способ начать бизнес под известными среди определенной аудитории брендом по рекомендациям и под контролем владельца бренда. Высокая ценность франшизы для ее покупателя заложена в первых руководствах продавца франшизы по открытию бизнеса. Как только покупатель получает такое руководство, ценность франшизы падает, и у покупателя может  родиться мысль вернуть деньги  за франшизу и расторгнуть договор.

А если бизнес покупателя франшизы приносит меньшую прибыль, чем он ожидал, желание вернуть франшизу обратно увеличивается в разы.

В случае спора победа в суде зависит от вида и условий договора. В статье разберем частые ошибки, которые приводят к проигрышу продавца франшизы в суде.

Ошибка 1: не предусматривать в договоре порядок передачи ноу-хау и не подписывать акт приемки-передачи ноу-хау

Основная обязанность продавца франшизы или правообладателя по договору коммерческой концессии — предоставить покупателю франшизы или пользователю комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав на товарный знак, другие объекты интеллектуальной собственности. Чаще всего среди них есть секреты производства или ноу-хау.

Когда в суде возникает вопрос о признании договора коммерческой концессии незаключенным или недействительным, правообладатель должен доказать, что выполнил основную обязанность, а пользователь принял исполнение. Бывает, что правообладатель выполнил обязанности по договору, но проигрывает, потому что не позаботился о доказательствах исполнения обязательств. Он передал ноу-хау пользователю до того, как тот подписал акт приемки-передачи ноу-хау. Чтобы Вы увидели, как это бывает, приведу примеры из судебной практики.

Пример 1

Продавец и покупатель франшизы хостела договорились, что продавец опубликует материалы для запуска франшизы (стандарты выпуска продукта, работы с клиентами, партнерами, подбора персонала) в закрытой группе социальной сети «ВКонтакте», где общаются остальные покупатели франшизы. Покупатель согласился, подписал договор и, возможно, скачал материалы. А через месяц он потребовал вернуть взнос за франшизу, т. к., по его словам, продавец не передал ноу-хау. Продавец не отдал деньги, и покупатель обратился в суд. Суд встал на сторону покупателя франшизы, потому что у продавца не было доказательств передачи материалов ноу-хау. Он не добавил в договор ссылку на группу «ВКонтакте» с материалами и не подписал с покупателем акт приемки-передачи материалов (Постановление суда по интеллектуальным правам № С01-531/2017 от 24.07.2017 по делу № А71-8067/2016).

Пример 2

Франшизу офиса финансовых услуг оформили лицензионным договором на логотип и ноу-хау. Покупатель внес паушальный взнос и потребовал его вернуть до того, как передача ему ноу-хау на материальном носителе была оформлена. Суд посчитал договор незаключенным, т. к. в нем не было определено существенное условие — предмет, что входит в ноу-хау, а само ноу-хау не было передано. Суд обязал владельца франшизы вернуть паушальный взнос покупателю (Постановление суда по интеллектуальным правам от 25.01.2019 № С01-1235/2018 по делу № А56-8262/2018).

Чтобы не повторять ошибку, предусматривайте в договоре коммерческой концессии состав ноу-хау и порядок его передачи покупателю франшизы, а также подписывайте у покупателя акт-приемки передачи ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности в момент их непосредственной передачи покупателю.

Ошибка 2: не регистрировать в Роспатенте договор франчайзинга

В соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК РФ предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся. По общему правилу обеспечить такую государственную регистрацию обязан правообладатель (п. 2 ст. 1031 ГК РФ).

Отсутствие регистрации предоставления права использования является одним из поводов для возврата уплаченного покупателем франшизы паушального взноса, когда он выбирает основание для подачи иска к правообладателю. Отсутствие регистрации предоставления права не является абсолютным основанием для победы покупателя франшизы в суде. Суд встает на сторону покупателя франшизы, когда помимо того, что предоставление права по договору коммерческой концессии не было зарегистрировано, в деле нет доказательств, что стороны договора начали его исполнять.

Пример 3

Медицинский центр подписал с франчайзи договор коммерческой концессии, получил паушальный взнос и не передал договор на регистрацию. Суд признал несостоявшимся предоставление франчайзи права использования исключительных прав фрачайзера, а договор ничтожным. Причина — отсутствие регистрации предоставления права использования и отсутствие доказательств исполнения договора сторонами. В результате в пользу франчайзи были присуждены паушальный взнос, проценты за пользование чужими деньгами и судебные расходы (Постановление суда по интеллектуальным правам от 04.10.2018 № С01-746/2018 по делу № А57-17798/2017).

Чтобы исключить риск возврата уплаченных за франшизу денег, незамедлительно после подписания договора коммерческой концессии подавайте документы на регистрацию предоставления права использования в Роспатент. Если задержались с подачей документов на регистрацию, запаситесь доказательствами исполнения договора, к примеру, подпишите с покупателем франшизы акт приемки-передачи объектов интеллектуальной собственности.

Ошибка 3: оформить франшизу не договором коммерческой концессии, а другим

Действующее законодательство РФ предусматривает специальный вид договора для франшизы — договор коммерческой концессии. Чтобы его заключить, у продавца франшизы должен быть зарегистрирован товарный знак (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

На практике бывают ситуации, когда на момент заключения договора продавец франшизы не имеет зарегистрированного товарного знака. Следовательно, стороны не могут оформить франшизу договором коммерческой концессии и подписывают иные договоры. Это может быть договор возмездного оказания услуг, лицензионный договор, договор поставки, смешанный договор.

В отличие от договора коммерческой концессии другие виды договоров в меньшей степени защищают продавца. Разберем на примере договора возмездного оказания услуг:

1) По договору возмездного оказания услуг покупатель франшизы как заказчик вправе в любой момент отказаться от исполнения договора, в отличие от договора коммерческой концессии. По договору коммерческой концессии покупатель вправе отказаться от договора, если:

  • договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой отступного, и он уведомит продавца франшизы не менее чем за 30 дней;
  • договор заключен на неопределенный срок, и покупатель франшизы уведомит за 6 месяцев или более продолжительный срок, предусмотренный договором (п. 1 ст. 1037 ГК РФ).

2) Продавец франшизы не может защитить переданные по договору ноу-хау, когда формально по договору оказания услуг они не передавались. Ситуация становится острой, когда покупатель франшизы плохо работает: клиенты жалуются, выручки нет, покупатель отказывается работать по новым правилам. Владелец франшизы в одностороннем порядке отказывается от договора. После этого покупатель франшизы продолжает работать под собственным брендом, но по стандартам ведения бизнеса владельца франшизы. Владелец франшизы не может остановить покупателя франшизы, потому что вместо договора коммерческой концессии (франчайзинга) подписал с ним договор возмездного оказания услуг и по документам не передавал секреты производства.

Выводы

Чтобы предотвратить перечисленные в статье негативные последствия для продавца франшизы, рекомендуем в процессе разработки договора составить перечень возможных рисков и определить по каждому риску условия, которые снижают их.

Затем выбрать подходящий для Вашего бизнеса вид договора, при необходимости зарегистрировать товарный знак. 

В договоре описать последствия наступления возможных рисков. 

После чего работать так, как отражено в договоре, иначе договор не сможет защитить так, как было задумано при его разработке.

Янина Елена Александровна, партнер юридического партнерства «Курсив» (Новосибирск)

Янина Елена Александровна,

Партнер юридического партнерства «Курсив» (Новосибирск)