Вы здесь

Ответственность работодателя за несоблюдение трудового законодательства

30.06.17

Организовывая рабочие места и нанимая работников, работодатель становится ответственным за соблюдение их прав. Для защиты интересов граждан в КоАП РФ предусмотрен ряд статей, устанавливающих ответственность работодателей за те или иные действия, нарушающие права работников. Кто и как может наказать работодателя за нарушения трудового законодательства?

Когда грозит проверка?

Плановая проверка

Не чаще чем один раз в три года организация может быть подвергнута плановой проверке. Для того чтобы узнать, включена ли ваша компания в план проверок, нужно зайти на сайт Генпрокуратуры либо на сайт Государственной инспекции труда. Если вы увидели, что компания включена в план проверок, лучше заблаговременно подготовиться к визиту инспектора (провести кадровый аудит, привести документацию в соответствие с действующим законодательством, провести медосмотры, оформить выдачу работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ) и т. д.).

Обратите внимание, с 1 января 2018 года государственные органы контроля при организации проверок будут применять риск-ориентированный подход (ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). При риск-ориентированном подходе будет разграничиваться периодичность плановых проверок организаций в зависимости от присвоенной им категории риска либо определенного класса (категории) опасности. Критерии отнесения деятельности к определенной категории риска либо определенному классу опасности определяются Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Установлена следующая допускаемая периодичность плановых проверок организаций (см. Таблицу).

 

Периодичность плановых проверок организаций
Категории риска Классы (категории) опасности Периодичность плановых проверок
 Высокий риск 2  один раз в 2 года
 Значительный риск 3  один раз в 3 года
 Средний риск 4  один раз в 5 лет
 Умеренный риск 5  один раз в 6 лет
 Низкий риск 6  не проводятся

 

До 1 июля каждого года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости можно будет просматривать информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

 

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки проводятся на основании обращений и заявлений граждан по поводу нарушения работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также по поводу возникновения угрозы причинения вреда и причинения вреда жизни, здоровью граждан. 

Для профилактики обращений работников с жалобами в государственные органы необходимо наладить с работниками обратную связь, а также регулярно проводить в компании кадровый аудит.

 

Кто может наказать?

Чаще всего предупреждение и штраф назначаются государственными органами, проводящими мероприятия надзора (инспекция труда, органы противопожарного надзора, военные комиссариаты и др.), а административное наказание в виде дисквалификации или приостановления деятельности назначается судьей. 

В любом случае государственные органы составляют протокол об административном правонарушении и либо рассматривают дело об административном правонарушении самостоятельно, либо передают его на рассмотрение суду. 

По итогам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.2 КоАП РФ). 

Например, если объявление о вакансии содержит ограничение дискриминационного характера, протокол составляют должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (в Москве — должностные лица Департамента труда и занятости населения), но привлекать к ответственности на основании этого протокола может только суд (см. Постановление Московского городского суда от 25.12.2015 № 4а-4287/2015).

 

Кого чаще всего наказывают?

К административной ответственности привлекаются как организации (юридические лица), так и должностные лица. Кто эти должностные лица? Согласно ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам относят лиц, осуществляющих организационно-распо- рядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах и государственных организациях. В коммерческих организациях должностные лица — это руководители и другие работники, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административнохозяйственных функций. 

На практике чаще всего к ответственности привлекают руководителей организаций (см. Постановление Саратовского областного суда от 07.05.2015 № 4А-257/2015). Другие лица компании привлекаются к ответственности намного реже и только тогда, когда в локальных нормативных актах компании (приказах, должностных инструкциях) или трудовых договорах работников специально предусмотрена их ответственность за те или иные сферы деятельности компании. Встречается привлечение к ответственности и нижестоящих руководителей. Например, главного инженера, руководителя подразделения, привлекли к ответственности за нарушения в области охраны труда (см. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 02.08.2013 № 33-3391/2013).

Есть единичные примеры привлечения к административной ответственности кадровых работников. Так, руководитель HR-департамента был привлечен за нарушение законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи (см. Решение Московского городского суда от 28.04.2015 по делу № 7-3822). Однако чаще суды отказывают в привлечении к ответственности кадровиков и HR-ов (см. Постановление Самарского областного суда от 06.05.2015 по делу № 4а-359/2015). 

Также встречаются единичные случаи привлечения к административной ответственности специалистов по охране труда (см. Решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 07.12.2015). 

Таким образом, хотя риск привлечения иных работников, кроме руководителя организации, не так высок, полностью его исключать не следует, так как в настоящее время наблюдается тенденция к повышению вероятности привлечения должностных лиц к административной ответственности.

 

Как наказывают?

Основными наказаниями  для работодателей и их должностных лиц являются штрафы. Реже встречаются предупреждение, приостановление деятельности и дисквалификация. Штраф остается основным применяемым наказанием. Приостановление деятельности работодателя и дисквалификация остаются единичными случаями, тогда как штрафы измеряются сотнями. О том, что инспекции труда активно наказывают работодателей штрафами, свидетельствует и судебная практика (см. Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2016 № 29-АД16-4). Но риск применения более строгих наказаний также нельзя исключать (см. Постановление Верховного Суда РФ от 29.01.2016 № 20-АД16-1). 

Обратите внимание, что в постановлении о наложении административного штрафа должны быть указаны реквизиты, по которым необходимо оплатить штраф, сумма штрафа, которая зачисляется в бюджет. Штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Случается, что должностное лицо забывает уплатить его либо нарушает срок уплаты. 

За это возможно назначение дополнительного наказания. На основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет за собой штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (но не менее 1 000 руб.), административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

ФНС ведет специальный реестр дисквалифицированных лиц (согласно п. 5.5.13 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Если работник продолжает руководить компанией, будучи дисквалифицированным, то его привлекут к ответственности по ст. 14.23 КоАП (штраф — 5 000 руб.). Если же компания заключила договор с дисквалифицированным лицом или не прекратит договор с таким лицом своевременно, штраф будет значительнее — до 100 000 руб. (см. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 06.07.2015 по делу № 33-6652). 

Постановление судьи, назначившего административное наказание в виде приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем: производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры. Однако при приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса (ст. 32.12 КоАП РФ). 

Обратите внимание, что нередко инспекторы труда выявляют в компаниях различные нарушения. В этом случае они часто составляют отдельные протоколы по каждому правонарушению и привлекают к ответственности за каждое отдельное нарушение. Правомерность «сложения» штрафов подтвердил Верховный суд (см. Постановление Верховного Суда РФ от 9.03.2016 № 29-АД164). В последнее время судебная практика складывается по этому вопросу в пользу проверяющих в отношении «умножения» штрафов на количество работников (см. Решения Московского городского суда от 18.02.2015 по делу № 7-1293, по делу № 7-1292). Но это касается именно штрафов за нарушения по охране труда и при этом на каждое нарушение инспектору необходимо составить отдельный протокол. 

 

За какие нарушения  трудового законодательства предусмотрена ответственность? 

Ответственность работодателей предусмотрена по разным составам правонарушений. По статистике Роструда, наиболее частыми поводами для привлечения работодателей и их должностных лиц к ответственности послужили следующие нарушения:

  1. Оформление трудового договора — 14%.
  2. Оплата и нормирование труда — 20%.
  3. Охрана труда — 48%, из них:
    а) обучение и инструктирование работников — 16%;
    б) обеспечение работников СИЗ — 6%;
    в) спецоценка условий труда на рабочих местах — 4%. 

 

Наиболее часто встречающиеся случаи привлечения работодателей к ответственности за нарушение трудового законодательства и способы устранения рисков:

1. Если заработная плата выплачивается позже установленных законодательством и локальными нормативными актами сроков, может наступить ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде наложения штрафа на должностных лиц от 1 000 руб. до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. (см. Постановление Мирового судьи Судебного участка № 150 Самарской области от 04.05.2017 по делу № 5-132/2017). Компаниям необходимо выплачивать заработную плату своевременно, не допускать «технических» задержек (например, выплат при увольнении позже дня увольнения, выплат отпускных позже, чем за три дня до отпуска и т. д.). 

2. За непредоставление установленных законодательством гарантий (северные надбавки, надбавки за вредность, гарантии лицам с семейными обязанностями, инвалидам, обучающимся и др.) может наступить ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В этом случае для соблюдения законодательства необходимо включить в локальные нормативные акты и трудовые договоры указание на гарантии, надбавки за вредность (классы условий труда 3 и 4), северные надбавки и др., своевременно производить соответствующие выплаты и предоставлять гарантии. 

3. Распространенными являются нарушения в сфере оформления локальных нормативных актов. За отсутствие необходимых локальных нормативных актов, либо если тексты локальных нормативных актов не соответствуют требованиям законодательства, может наступить ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Чтобы избежать нарушений, необходимо оформить все обязательные локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение о защите персональных данных). Также обязательно оформить соответствующие локальные нормативные акты, если в компании есть специфика (например, при командировках — Положение о командировках, при вахте — Положение о вахте и т. д.). Кроме того, необходимо проверить тексты имеющихся локальных нормативных актов и привести их в соответствие с законодательством. 

4. Неоформление трудового договора, оформление гражданско-правового договора вместо трудового, либо если текст трудового договора не соответствует законодательству, может повлечь ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб.; на юридических лиц — от 50 000 руб. до 100 000 руб. (см. Решение Самарского областного суда от 11.05.2017 по делу № 211047/2017). Поэтому нужно обязательно заключить трудовые договоры со всеми работниками (ст. 16 ТК РФ). Заключение гражданскоправовых договоров можно допускать только тогда, когда имеются фактические гражданско-правовые отношения. В тексте трудового 
договора необходимо предусмотреть все обязательные условия (ст. 57 ТК РФ). 

5. Непроведение инструк- тажей по охране труда, обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет наложение штрафа на должностных лиц от 15 000 руб. до 25 000 руб.; на юридических лиц — от 110 000 руб. до 130 000 руб. согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Чтобы избежать данных рисков, необходимо обучить работников по охране труда и проверить знания (руководителей — в учебном центре, работников — комиссией организации), оформить протоколы и удостоверения, провести инструктажи и оформить соответствующие журналы (Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29). 

6. Допуск работников к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров или психиатрических освидетельствований влечет ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В данном случае необходимо проанализировать законодательство и определить, есть ли необходимость проведения медицинских осмотров. При необходимости нужно немедленно организовать проведение предварительных и периодических медосмотров с оформлением заключений и актов (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, ст. 213, 348.3, 389 ТК РФ). 

7. Необеспечение работников СИЗ может повлечь  ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб.; на юридических лиц — от 130 000 руб. до 150 000 руб. В данном случае необходимо обеспечить работников СИЗ, оформить карточки выдачи СИЗ, организовать надлежащие учет и хра-нение СИЗ согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н и типовым нормам (например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н). 

 

Сторожева Н.Е.

Жижерина Юлия Юрьевна,

Бизнес-тренер по управлению персоналом и трудовому праву, автор колонки в блоге Русской Школы Управления