Вы здесь

Закупки в электронной форме: плюсы и минусы электронных магазинов

17.04.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 3 (108), апрель 2019


С 1 января 2019 года заказчики обязаны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках конкурентных закупок только путем проведения электронных процедур. Всеобщая электронизация коснулась и закупок малого объема, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. На данный момент такие закупки осуществляются в едином агрегаторе торговли «Березка», а также в региональных электронных магазинах.

Закупки через электронный магазин

Целью создания электронных магазинов для малых закупок является обеспечение прозрачности проведения малых закупок, формирование конкурентной среды среди поставщиков и минимизация нарушений со стороны заказчиков. О плюсах и минусах названных электронных магазинов далее.

Единый агрегатор торговли — это электронный магазин, в котором поставщики предлагают свои товары, работы и услуги, а заказчики федерального уровня закупают их без проведения конкурентной процедуры. Обязанность использовать агрегатор возникла после вступления в силу Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р. Функционировать агрегатор начал с июля 2018 года, с 1 ноября обязательно закупать через электронный магазин только канцтовары. Все остальные малые закупки у единственного поставщика нужно проводить через Единый агрегатор торговли (далее — ЕАТ) с 1 марта 2019 года.

Обязанность использования ЕАТ для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственному управлению в области обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства РФ.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять закупки с использованием единого агрегатора торговли.

Муниципальные заказчики вправе проводить закупки с использованием единого агрегатора, но массового распространения данная возможность среди них не получила. Может быть, пока.

ЕАТ «Березка» представляет собой общефедеральный ресурс. Его функционал позволяет обеспечить взаимодействие с основными площадками госзакупок — с Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС), с региональными площадками, такими как «Портал поставщиков» Правительства Москвы, портал малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, аналогичными региональными ресурсами других субъектов РФ.

В настоящее время на агрегаторе зарегистрировано около 10 тыс. заказчиков. При этом пройти аккредитацию смогли 4 тыс. поставщиков, разместивших на «Березке» более 200 тыс. товаров, максимальный размер скидки от первоначальной цены составил 87%.

Тем не менее регистрация как поставщиков, так и заказчиков до сих пор идет с проблемами. Многие жалуются, что поиск товаров возможен только через классификатор ОКПД2, по классификатору каталога или через строку «Поиск» найти товары затруднительно.

Регламентом предусмотрено обязательное внесение обеспечительного депозита поставщиками. Размер заблокированных средств составит 10% от стартовой цены, объявленной заказчиком.

Размер комиссионного сбора, взимаемого оператором ЕАТ с поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключена сделка с использованием агрегатора, составляет 1% от стартовой цены, но не более чем 5 тыс. рублей без учета НДС. В случае закупки у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных НКО размер такой платы не может превышать 2 тыс. рублей. Комиссионный сбор списывается из средств обеспечительного депозита после подписания договора. И все эти траты ложатся на плечи поставщиков!

Если же заказчик не может найти необходимый товар в классификаторе агрегатора, он руководствуется Письмом Минфина России от 06.12.2018 № 24-05-08/88498: «если в классификаторе или каталоге ТРУ ЕАТ отсутствуют товары, работы, услуги, подходящие по характеристикам заказчику, то закупку можно провести вне ЕАТ».

Кроме того, согласно п. 7 Распоряжения Правительства РФ № 824-р федеральные органы исполнительной власти — заказчики вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли.

В этом случае необходимо внести такую закупку в Реестр закупок на вкладке «Закупки не на ЕАТ».

Закупка может быть срочная (срок приема заявок — 2 часа) или же несрочная (срок приема заявок — 24 часа). Договор заключается в электронном виде.

 Проблема использования агрегатора в настоящее время заключается в недостаточном количестве поставщиков, в финансовой нагрузке на них. Это вызвано, в частности, необходимостью внесения обеспечительного платежа в размере 10% от стартовой цены, комиссией, взимаемой с победителя закупки, и, как следствие, завышением цен на товары, работы и услуги по сравнению с аналогичными предложениями вне данного агрегатора торговли.

Из плюсов «Березки» я бы отметила удобство ее функционала как электронного магазина, наличие текстовых и видеоинструкций по работе поставщиков и заказчиков, рубрики «Часто задаваемые вопросы» и вспомогательных материалов, возможность добавлять товары к сравнению, проведение различных акций на определенные группы товаров.

 

Закупки через электронные магазины

Электронные магазины для малых закупок запущены в нескольких регионах. Трудно предугадать дальнейшее развитие этой практики в связи с запуском ЕАТ «Березка». Возможно, оно пойдет по пути глубокой интеграции систем, как это уже было с региональными информационными системами в сфере закупок и ЕИС.

Электронные магазины, как правило, являются не самостоятельным отдельным продуктом, а составной частью региональных (муниципальных) информационных систем в сфере закупок (либо существуют продукты, обеспечивающие интеграцию с указанными системами).

За прошлый год 19 региональных электронных магазинов интегрировались с Порталом поставщиков Москвы. Эффекты от использования данного ресурса — среднее снижение начальной максимальной цены контракта составляет около 10%, на процедуру «выходят» по три участника.

В таком магазине можно поторговаться за товары широкого потребления, такие как хозтовары и канцелярская продукция, компьютеры, оргтехника и т. д. Есть и закупки на поставку продуктов питания.

Обычно форма заключения договора в рамках электронного магазина оставляется на выбор заказчика. Договор может быть заключен в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме.

В случае отсутствия необходимых заказчику товаров, работ, услуг в электронном магазине, а также в случае уклонения поставщика-победителя от подписания договора заказчик имеет право осуществить закупку вне электронного магазина.

Кроме того, если вне электронного магазина Вы найдете более низкую цену на товар, всегда можно обосновать свою закупку без использования электронного магазина ст. 34 Бюджетного кодекса РФ о том, что закупка должна быть экономной и эффективной.

В электронном магазине «Закупки малого объема» на РТС тендер также реализован механизм срочной закупки (срок приема предложений — 1 день) и обычной закупки (срок приема предложений — 7 дней). Договор можно заключить в электронной или бумажной форме.

Многие регионы установили требование об обязательной доле закупок муниципальных заказчиков в электронном магазине 35–50% общего объема «прямых» договоров. Кроме того, Типовые положения о закупках для заказчиков по Закону № 223-ФЗ также стали содержать указанное требование. Поэтому заказчикам необходимо осваивать этот сервис и активно приглашать своих постоянных контрагентов к работе через электронный магазин.

В отличие от «Березки», комиссионный сбор с победителя закупки не взимается, обеспечительный платеж отсутствует, следовательно, работа через электронный магазин становится для поставщика более привлекательной.

Для заказчиков работа через любой электронный магазин тоже имеет свои плюсы: закупка полностью прозрачна, а значит ни финансовый контроль, ни прокуратура не смогут обвинить его в заключении договора по завышенным ценам, а также в нарушении антикоррупционного и антимонопольного законодательства.

 

Ксения Николаевна Осипова ,  Заведующая кафедрой «конкурентное право и противодействие коррупции», эксперт аналитического отдела консультационной службы в сфере закупок, разработчик курсов повышения квалификации (Новосибирск).

Ксения Николаевна Осипова,

заведующая кафедрой «конкурентное право и противодействие коррупции», эксперт аналитического отдела консультационной службы в сфере закупок, разработчик курсов повышения квалификации (Новосибирск).