Вы здесь

Защита от претензий налоговиков при проведении проверок

17.04.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 3 (108), апрель 2019


В настоящее время Налоговый кодекс выделяет два типа налоговых проверок: выездная и камеральная. На практике называют еще третий тип — встречная проверка («встречка»), которая в тексте Налогового кодекса известна как «истребование документов вне рамок проводимой проверки» (ст. 93.1 НК РФ). Однако ее нельзя назвать самостоятельной проверкой, и она служит лишь способом подтверждения факта хозяйственных операций. Камеральная проверка проводится в помещении налоговой инспекции. Выездная — «на выезде», то есть в помещении (офисе) проверяемой организации. Выездная налоговая проверка является обычно планируемым мероприятием, то есть для ее назначения существуют определенные предпосылки, показатели налоговой неблагонадежности организации и др.

От редакции: 12 марта прошел очередной онлайн-семинар по вопросам налоговых проверок. В этой статье лектор представил тезисы, которые были подробнее раскрыты на семинаре.

Мораторий на проведение проверок

Достаточно широко распространено заблуждение, что Закон о моратории на проведение проверок позволяет избежать проведения налоговых проверок в отдельных ситуациях, но это совсем не так. Действительно, Правительство РФ для снятия нагрузки и распределения трудовых ресурсов малых предприятий приняло Закон от 13.07.2015 № 246 ФЗ, где закреплено освобождение от налоговых проверок фирм и ИП.

Закон ввел в действие период до 31.12.2018, в котором для представителей малого бизнеса действуют надзорные каникулы. Действие этого Закона продлено до конца 2020 года Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ. При формировании ежегодного плана по проверкам определенные компании и предприниматели исключаются из списка к обязательной проверке. К примеру, предприятиям, которые ведут сезонную деятельность, можно будет не отвлекаться на запросы проверяющих в процессе максимальной нагрузки на производство (сельское хозяйство, сезонные услуги или работы). Освобождение от налоговых проверок субъектов малого бизнеса связано с такими признаками, как:

  • величина выручки от реализации;
  • участие (доля) иных фирм в компании;
  • численность персонала, который трудится у бизнесмена.

В отношении Закона о моратории ключевой показатель — выручка микропредприятий. На сегодняшний день она не должна превышать 120 млн рублей. Указанный Закон запрещает органам госконтроля (Роспотребнадзор, трудовая комиссия, пожарная инспекция, миграционные службы) планово проверять бизнесменов.

Мораторий не носит абсолютно исключающий характер. А именно нормативом Закона от 26.12.2008 № 294ФЗ предусмотрены исключения.

У налоговых структур сохраняется право на все виды проверок. Кроме того, у фирмы не должно быть налоговых нарушений, зафиксированных инспекторами, таких как:

  • приостановка экономической деятельности;
  • аннулирование лицензий на отдельные виды хозяйствования;
  • иные административные взыскания.

Если данные нарушения имели место в истории предприятия, то визита налоговых инспекторов не избежать.

Мораторий не распространяется на следующие сферы:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • социальные услуги населению;
  • энергетика;
  • система теплоснабжения;
  • полиция;
  • страховая и банковская сферы.

Внеплановую проверку может вызвать:

  • причинение вреда окружающей среде, при угрозе жизни мирных граждан, культурному наследию страны (памятникам, архитектурным объектам)
  • нарушение трудовых прав сотрудников. Если работодатель нарушает права персонала в отношении трудовых документов, выплаты зарплаты, соблюдения норм труда и условий безопасности трудящихся;
  • иные выявленные случаи нарушения установленных норм и правил.

График выездных налоговых проверок нигде не публикуется. Кроме того, ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению.

Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (Письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями Приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-328/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС, — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы. Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ.

 

Камеральная налоговая проверка

Истребование документов

В ходе камеральной проверки налоговиками исследуются налоговые декларации и расчеты, документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к декларации по налогам, документы, самостоятельно представленные налогоплательщиком, другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

По общему правилу налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, прямо не относящиеся к предмету проводимой камеральной проверки.

Все иные документы, как следует из разъяснений контролирующих органов, налоговики вправе запросить, а налогоплательщик обязан представить в установленный НК РФ срок.

Налогоплательщик, в свою очередь, представляет необходимые пояснения относительно выявленных ошибок и противоречий или вносит исправления в налоговую декларацию. Пояснения должны быть предоставлены в течение пяти дней, а уточненные декларации — в срок, установленный налоговым органом.

Выдача документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Особый порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен в отношении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на его возмещение. Налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Непредставление документов, затребованных налоговым органом, влечет за собой наступление ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Во всех других случаях требование налогового органа представить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать Налоговому кодексу.

Срок проведения

Общий срок проведения камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев с даты подачи декларации. С 2019 года срок проведения камеральной налоговой проверки по НДС уменьшен до двух месяцев, с возможностью продления до трех месяцев при необходимости.

Итоговые документы

Акт камеральной проверки подписывают лица, проводившие соответствующую проверку, и лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. Кроме того, документ должен быть вручен налогоплательщику под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Если налогоплательщик будет уклоняться от получения акта проверки, налоговый орган направит его заказным письмом. Датой получения в таком случае будет считаться шестой день от даты отправки, независимо от факта получения налогоплательщиком данного документа.

Корреспонденцию налоговый орган направляет по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, т. е. по «фактическому адресу».

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик имеет право подать письменные возражения.

Срок подачи возражений — 30 рабочих дней с момента получения акта проверки.

После написания акта налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, например, запретить отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановить операции по счетам в банке по правилам ст. 76 НК РФ.

 

Выездная налоговая проверка

Дата начала проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-306/892@.

При этом данное решение должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
  • периоды, за которые она проводится;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Нужно всегда помнить, что выездная налоговая проверка начинается не с того дня, когда налоговые инспекторы пришли в организацию, а именно с дня вынесения решения о проведении проверки. Это дает налоговикам возможность при вынесении решения в конце года включить в проверяемый период три предшествующих года, а прийти на проверку уже в следующем году.

Проверяемые налоги

Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). По мнению судей, указание в решении, что проверка будет проводиться «по всем налогам и сборам», не является нарушением, поскольку налоговое законодательство не обязывает проверяющих указывать на конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов (Постановление ФАС МО от 11.09.2009 № КА-А41/7737-09).

На сегодняшний день налоговиками очень часто стало использоваться понятие «тематическая проверка», когда речь идет о проверке каких-то конкретных налогов, чаще всего НДС или НДС и налога на прибыль.

Проверяемый период

По общему правилу может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Однако если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже в том случае, если этот период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (Письмо ФНС России от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Две и более выездных проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Срок проведения проверки

В силу п. 6 ст. 89 НК РФ проверка не может продолжаться более двух месяцев. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения (Постановление ФАС МО от 25.11.2010 № КАА40/14110-10). Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России № САЭ-3-06/892@.

Основаниями для этого могут являться:

  • проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форсмажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (четыре и более подразделений — до четырех месяцев; менее четырех — до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50% от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества); десять и более подразделений — до шести месяцев);
  • непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  • иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).

Выездная налоговая проверка, связанная с ликвидацией или реорганизацией предприятия, может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление ФАС СКО от 19.07.2010 № А63-19428/2009).

Перенос даты начала проверки

Если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то возможность переноса даты ее начала для определения продолжительности проверки Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена (Письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853).

При этом в данном Письме отмечается также, что Налоговый кодекс не содержит и норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки. Но в интересах самой ФНС известить о проверке налогоплательщика за несколько дней: если на предприятии строгая пропускная система, то работникам ФНС потребуется оформление соответствующих пропусков; если в компании главный бухгалтер в отпуске, то может быть направлено ходатайство о приостановлении проверки.

Если же любая налоговая проверка началась в отсутствие главного бухгалтера, то необходим грамотный инструктаж персонала.

Если электронный документооборот полностью в зоне ответственности главного бухгалтера, обязательно проинструктируйте сотрудников, как получать уведомления/требования из налоговой и как отправлять квитанции о приеме документов. Обратите их внимание на то, что срок на представление пояснений/документов отсчитывается с даты отправки квитанции. А выслать ее компания должна в течение шести рабочих дней со дня отправки документа инспекцией. То есть если требование о представлении пояснений отправлено ИФНС 04.03.2019, крайний срок для отправки квитанции — 12.03.2019. Заполнить и передать уведомление в электронном виде по ТКС замещающие коллеги должны самостоятельно. Бухгалтер может оставить им образец заполнения уведомления, а также отсканированные приказ об отпуске и график отпусков — эти документы нужно направить вместе с уведомлением (они убедят налоговиков, что бухгалтер действительно находится в отпуске). Если же компания отчитывается не по ТКС, бухгалтер может оставить в бумажном виде уведомление в двух экземплярах и документы.

 

Дополнительные мероприятия налогового контроля

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться:

  1. истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ;
  2. допрос свидетеля;
  3. проведение экспертизы. Вышеуказанный перечень мероприятий является закрытым.

 

Если в ходе выездной налоговой проверки были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, то, согласно п. 1 ст. 101 НК РФ, акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также письменные возражения проверяемого лица (его представителя) по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи возражений на акт налоговой проверки (месяца со дня получения налогоплательщиком акта проверки) принимает одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок рассмотрения материалов проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на месяц.

С 3 сентября 2018 года изменилась процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ п. 6.1 ст. 101 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки.

Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок инспекция будет оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

В дополнение к акту вносится следующая информация:

  • начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику это дополнение к акту в течение пяти рабочих дней со дня его оформления.

К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Налоговый орган вправе осуществлять выездную проверку деятельности филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Они могут проверяться в рамках общей выездной проверки налогоплательщика и самостоятельно.

При этом их самостоятельную выездную проверку налоговый орган может проводить только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Также в отношении их нельзя проводить две и более выездных налоговых проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года.

Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает (Письмо Минфина России от 28.03.2011 № 0302-08/32).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ3-06/106@. Приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 № А4115780/08).

Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.

 

Повторная выездная налоговая проверка

Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок, независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.

Повторная выездная проверка может проводиться:

  1. вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Постановлением КС РФ от 17.03.2009 № 5-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не исключает возможности вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, принятым по спору в связи с первоначальной проверкой, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами;
  2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена «уточненка»).

Согласно позиции Президиума ВАС, отраженной в Постановлении от 16.03.2010 № 8163/09, предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой по данному основанию (представление «уточненки»), не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой.

Президиум ВАС в Постановлении от 16.03.2010 № 14585/09 отметил, что позиция КС РФ нацеливает на необходимость в каждом конкретном случае исследовать вопрос о том, исключает или не исключает повторная выездная проверка принятие по ее результатам решения, вступающего в противоречие с установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными действующим судебным актом. Соответственно, данная позиция не касается случаев, когда объективно исключена возможность возникновения указанных противоречий.

Доначисления при повторной проверке

Если при проведении повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, не обнаруженное ранее при проведении первоначальной выездной проверки, то к налогоплательщику налоговые санкции не применяются, за исключением случаев, когда оно явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п. 10 ст. 89 НК РФ). Абз. 4, 5 п. 10 ст. 89 признаны частично не соответствующими Конституции РФ (Постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П).

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации согласилась с решениями судов в трех нижестоящих инстанциях и подтвердила право ФНС России отменять решение регионального Управления ведомства в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31 октября 2017 год № 305-КГ17-5672).

В данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ.

В статье содержится норма, в соответствии с которой налоги должны уплачиваться в законно установленном размере и не являться предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов.

Суд счел, что налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

 

Оформление результатов проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-306/338@, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения от получения справки она направляется заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России № САЭ-3-06/892@ (п. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем).

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, к акту прилагаются документы, подтверждающие данные факты (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Данный акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его оформления проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100НК РФ). В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, проверяемое лицо вправе в течение 30 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменное возражение по указанному акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

 

Обжалование решения налогового органа

В силу подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Ст. 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

При этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Обжаловать решение налогового органа о привлечении учреждения к ответственности можно как до вступления его в силу, так и после.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Согласно новой редакции п. 5 ст. 138 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением следующего случая.

При обжаловании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к такой ответственности до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Уточнен порядок рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего эту жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

 

На шаг впереди от ФНС

Какие иски можно подать против налоговых органов?

  1. О признании недействительными актов налоговых органов: требований, решений, постановлений, писем и т. п. документов, подписанных руководителем (заместителем руководителя) ИФНС и касающихся конкретно налогоплательщика.
  2. О признании незаконными действий должностных лиц налоговых органов.
  3. О признании незаконными бездействия должностных лиц налоговых органов и понуждения должностными лицами налоговых органов к совершению соответствующих действий.
  4. Об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной (налоговой) ответственности.
  5. О взыскании с налоговых органов убытков, которые причинены налогоплательщику незаконными действиями последних.

Если иск, подаваемый против налогового органа, связан с обжалованием решения о взыскании недоимки, пени или штрафов, одновременно с исковым заявлением рекомендуется представить в суд ходатайство о применении мер по обеспечению иска. Обеспечительные меры установлены в ст. 91 АПК РФ.

В подобной ситуации для налогоплательщика будут наиболее актуальны две из них:

  1. запрещение ответчику совершать определенные действия;
  2. приостановление взыскания по оспариваемому истцом (налогоплательщиком) документу, взыскание по которому производится в бесспорном порядке (это инкассовое поручение налогового органа о взыскании недоимки и пени).

Заявление об обеспечительных мерах может быть подано в любой момент по ходу судебного заседания, пока суд не вынес решения. Однако следует помнить, что подача искового заявления автоматически не приостанавливает бесспорное взыскание с налогоплательщика недоимки или пени.

 

Един К. В. Аккредитованный преподаватель ИПБ РФ и Палаты налоговых консультантов, член Президентского совета ИПБ РФ, член Общественного совета Министерства финансов и налоговой политики НСО, член Общественного совета при УФНС по НСО (Новосибирск)

Един Константин Викторович,

аккредитованный преподаватель ИПБ РФ и Палаты налоговых консультантов, член Президентского совета ИПБ РФ, член Общественного совета Министерства финансов и налоговой политики НСО, член Общественного совета при УФНС по НСО (Новосибирск)