Как подать претензию за просрочку поставки товара, приобретенного через маркетплейс? | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Барнаул
  • Новосибирск
(495)797-80-90
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Как подать претензию за просрочку поставки товара, приобретенного через маркетплейс?
Как подать претензию за просрочку поставки товара, приобретенного через маркетплейс?

05.02.2024

Вопрос:

Как подать претензию в отношении товара, приобретенного через маркетплейс? В частности, за просрочку его поставки.



Ничего лишнего, только то,
что нужно именно вам!
КонсультантПлюс Юристу

Ответ:

Торговля через маркетплейс – это один из способов дистанционной розничной торговли через сеть Интернет. В целом к торговле через маркетплейс применимы те же правила, что и к дистанционной торговле через интернет-магазин, но с учетом некоторых особенностей.

К маркетплейсу применяются правила об агрегаторах информации о товарах (услугах), если он отвечает критериям Закона о защите прав потребителей. В частности, предоставляет потребителю возможность предварительно оплатить товары (услуги) (преамбула названного Закона).

Претензии потребителя могут быть предъявлены к самому организатору такой дистанционной торговли – маркетплейсу, соответственно.

Соблюдение претензионного порядка необходимо при наличии требований, в частности, к оператору связи, перевозчику, туроператору, страховщику по выплате сумм страхового возмещения. При предъявлении требования об изменении или расторжении договора досудебное урегулирование спора также обязательно. Оговорка о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, как правило, содержится в отраслевом законе, регулирующем оказание тех или иных услуг.

Кроме того, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора обязательно, если потребитель намерен изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20; п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 18).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора при обращении в суд с иском о признании договора расторгнутым соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 18).

Для потребителя досудебный порядок важен также в тех случаях, когда законодательством установлены определенные сроки для удовлетворения требований потребителя, которые исчисляются со дня предъявления требования к организации или ИП, например:

  • семь дней на замену некачественного товара (если недостаток очевиден) (п. 1 ст. 21 Закона № 2300-1);

  • десять дней на возврат уплаченной за товар денежной суммы (ст. 22 Закона № 2300-1).

Заявление такого требования сразу в суд лишено смысла, поскольку организация или ИП до предъявления требований к ним не могут знать о возникновении у потребителя претензий, а при предъявлении таковых могут добровольно удовлетворить требования потребителя.

Что касается направления претензии по договору купли-продажи, то направлять ее обязательно, если нужно соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, установленный законом или договором.

Также следует учитывать, что определенный порядок направления претензии может быть предусмотрен правилами самого маркетплейса.

Как показывает судебная практика, претензией в рассматриваемой ситуации считается также обращение к продавцу или в службу поддержки маркетплейса, в том числе с использованием функционала самого маркетплейса или по электронной почте.

Как правило, претензия заявляется, если помимо неустойки заявляются и иные требования, например, о расторжении договора (см., например, Решение мирового судьи судебного участка № 23 Дмитровского судебного района от 16.03.2023 по делу № 2-177/2023, Решение мирового судьи судебного участка № 428 района Хорошево-Мневники Хорошевского судебного района г. Москвы от 03.02.2022 по делу № 2-26/2022). Если товар пришел без замечаний к его качеству, при заявлении неустойки потребитель может и не обращаться с претензией (Решение мирового судьи судебного участка № 376 района Пресненский Пресненского судебного района г. Москвы от 20.08.2020 по делу № 2-593/2020).

Таким образом, претензии при заключении договора купли-продажи через маркетплейс подаются в обычном порядке, как и исковые заявления. Конкретные правила могут быть предусмотрены правилами продажи самого маркетплейса. На практике претензионный порядок реализуется посредством использования службы поддержки и личного кабинета маркетплейса.


Ответ подготовил эксперт «Альвенты» с использованием системы КонсультантПлюс. Информация актуальна на 01.02.2024.


Полезные документы:
Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач. 
Специальное предложение

Хотите быть в курсе всех изменений законодательства? Воспользуйтесь системой КонсультантПлюс.
Подобрать комплект КонсультантПлюс вы можете на нашем сайте


Есть вопросы? Напишите нам удобным для вас способом*

 whatsapp.pngtelegram.png 

*Предложение действительно для юридических лиц, зарегистрированных в регионах: Москва и Московская область, Саратовская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Алтай и Алтайский край, Томская область, Красноярский край.

Ещё материалы по теме