Статья размещена в газете «Первая полоса» № 4 (131), мая 2021.
Негативные правовые и экономические последствия для предпринимателя чаще всего наступают по причине недостаточной информированности или полного ее отсутствия.
В том числе имеется в виду информация о компаниях и индивидуальных предпринимателях, с которыми вы заключаете сделки. Потенциального или действующего контрагента любого размера и формы собственности необходимо проверить.
В данной статье поговорим о целесообразности различных методик такой проверки, а также рассмотрим, как работать с отказом контрагента в предоставлении информации о себе.
Как подтвердить надежность контрагента
Зачем проводить проверку контрагента
Предприниматель, несомненно, должен проявлять должную осмотрительность при работе с контрагентами, но у него может не быть полного понимания, в чем именно состоит данная осмотрительность, как ее проявлять и для чего.Как правило, компании собирают данные об организациях и индивидуальных предпринимателях, с которыми взаимодействуют. Конфиденциальные данные не могут быть получены законным путем, кем бы то ни было, и обычно известны только строго ограниченному кругу лиц. Но многие компании и индивидуальные предприниматели (ИП) сами дают о себе очень много информации, указывая в рекламе, статьях, социальных сетях и т. д. данные о себе, своих продуктах, сервисах, с целью привлечь клиентов и укрепить отношения с партнерами.
Это позволяет быстро узнать об интересующем контрагенте всю необходимую информацию, понять, как вести с ним дела, предусмотреть возможные негативные и позитивные экономические и правовые последствия.
Если совершать сделки без проверки, не удастся избежать взаимодействия с недобросовестными контрагентами, и несколько таких сделок могут не только нарушить нормальную деятельность компании, но и сделать ее полностью невозможной. Поэтому следует проявлять должную осмотрительность и проводить оценку потенциального контрагента, а также лиц, ответственных за подписание договора.
Такое исследование не только повысит надежность сделок, но и минимизирует подозрения налоговых органов в сговоре с недобросовестными участниками экономических отношений.
В частности, в Письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ Федеральная налоговая служба РФ указывает: «Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" предусмотрено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
В связи с этим ФНС России рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки.
Как следует из ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении информации. К ним могут относиться сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица (ЮЛ), документах, подтверждающих факт внесения записей о ЮЛ и ИП в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени ЮЛ;
- из других официальных источников.
Кроме того, для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими ЮЛ (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»), а также наименования ЮЛ, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Вместе с тем согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Учитывая изложенное, налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, в том числе проверки реальности их коммерческой деятельности, вправе:
-
запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
-
воспользоваться сервисами, размещенными на сайте ФНС России;
-
обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов с запросом об установленных в отношении контрагентов нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения» (Постановление Пленума ВАС 53 от 12.10.2006).
Подозрения налоговой инспекции в том, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, даже если нет нарушений налогового законодательства, вынудит вас на срочный сбор документов, направленных на доказывание добросовестности. Поэтому лучше озаботиться этим заранее и иметь на всякий случай подготовленную документацию.
Когда нужно проверять контрагента
Кроме риска подозрений налоговой инспекции, существуют ситуации, в которых целесообразно провести проверку контрагента.
-
Если вы Вы решили выбрать компанию, с которой раньше были разовые сделки, для долгосрочного сотрудничества. Как правило, при долгосрочном сотрудничестве договор предусматривает дополнительные более выгодные условия, такие как увеличение сроков исполнения, отсутствие существенных неустоек и т. д. Идти на такие условия без проверки не стоит.
-
Заключение договора с новым контрагентом. Разовая сделка без надлежащей проверки может оказаться «роковой».
-
Заключение договора с отсрочкой платежа или с предоплатой. Разумеется, в данном случае риски возникают для одной из сторон. Идти на такой повышенный риск без проверки не стоит.
Информацию о контрагентах необходимо регулярно отслеживать, а при возникновении явных сомнений и подозрений проводить повторную «глубокую» проверку, обновив имеющиеся данные о действующем партнере.
Проверка контрагентов также снижает риски:
- образования просроченной дебиторской задолженности;
- отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС (налоговый орган может отказать в возврате НДС компании, в отношении которой совершено правонарушение, в случае, если она не проявила должную осмотрительность при заключении сделки);
- встречных налоговых проверок контрагента, когда налоговая инспекция требует от вашей компании предоставления сведений о совершившей налоговое нарушение компании-контрагенте.
Какие данные нужно проверять
ФНС рекомендует получать следующие данные:
- о составе учредителей компании-контрагента;
- размере уставного капитала;
- наличии полномочий у руководства компании;
- платежеспособности компании;
- ее производственных мощностях и трудовых ресурсах;
- репутации;
- наличии торговых и складских помещений;
- местонахождении организации по указанному адресу и достоверности контактной информации.
Следует произвести поиск информации об организации в открытых источниках, изучить представленные данные на сайте компании и удостовериться в их актуальности. Убедиться, что уполномоченные лица не привлекались к ответственности в качестве обвиняемых за нарушение законодательства РФ, а организация, в первую очередь, за неисполнение обязательств. Немаловажным будет узнать, числится ли компания в списке должников и не начата ли процедура банкротства.
При поиске необходимо искать информацию не по наименованию, а с помощью таких идентифицирующих признаков, как:
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- адрес местонахождения (юридический адрес).
Так вы исключите возможные ошибки в достоверности сведений.
Получением указанных данных о контрагенте ограничиваться не стоит. Следует проверить следующие данные из открытых источников:
-
Паспортные данные руководителя контрагента.
-
ЕГРЮЛ.
-
Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.
-
Отсутствие решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ.
-
Отсутствие решений об исключении контрагента из ЕГРЮЛ как недействующего ЮЛ.
-
Отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков)
-
Отсутствие контрагента в банке данных судебных приставов.
-
Отсутствие руководителей контрагента в реестре лиц, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке.
-
Отсутствие дисквалификации у лиц, входящих в состав исполнительных органов контрагента (актуально при проверке лиц, подписывающих договор).
-
Отсутствие регистрации контрагента по адресу массовой регистрации.
-
Отсутствие контрагента в базе юридических лиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует.
-
Отсутствие публикаций объявлений о несостоятельности (банкротстве). регистрации, истории и состоянии доменного имени сайта организации.
Также очень важно посмотреть судебную практику компании (лучший источник информации «истинного лица» контрагента) в Картотеке арбитражных дел.
Заключение
Итак, вы получили блоки информации об арбитражных делах, финансовом состоянии и возникающих рисках. Из этого и следует исходить при анализе. Обращайте внимание на то, растут ли объемы компании или, наоборот, уменьшаются. Из арбитражной практики можно узнать, какие лица ведут споры с контрагентом, связаться с ними, получить информацию. Из самой практики можно понять, какие риски по договорам возникают с данным контрагентом.Если же и после такой глубокой проверки вам непонятны объемы деятельности такой компании, но возникают неустранимые сомнения в ее добросовестности, то лучше откажитесь от работы с этим контрагентом.
Михаил Владимирович Давыдов, заслуженный адвокат, член Президиума Союза адвокатов России, президент Алтайского отделения Союза адвокатов России (г. Барнаул). |