Как подтвердить надежность контрагента | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Новосибирск
  • Новосибирск
  • Томск
  • Саратов
  • Омск
  • Москва
  • Красноярск
  • Барнаул
(383)218-88-88
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Материал газеты "Первая полоса".
Как подтвердить надежность контрагента

06.05.2021

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 4 (131), мая 2021.


Негативные правовые и экономические последствия для предпринимателя чаще всего наступают по причине недостаточной информированности или полного ее отсутствия.

В том числе имеется в виду информация о компаниях и индивидуальных предпринимателях, с которыми вы заключаете сделки. Потенциального или действующего контрагента любого размера и формы собственности необходимо проверить.

Подтверждение контрагента

В данной статье поговорим о целесообразности различных методик такой проверки, а также рассмотрим, как работать с отказом контрагента в предоставлении информации о себе.


Зачем проводить проверку контрагента

Предприниматель, несомненно, должен проявлять должную осмотрительность при работе с контрагентами, но у него может не быть полного понимания, в чем именно состоит данная осмотрительность, как ее проявлять и для чего.

Как правило, компании собирают данные об организациях и индивидуальных предпринимателях, с которыми взаимодействуют. Конфиденциальные данные не могут быть получены законным путем, кем бы то ни было, и обычно известны только строго ограниченному кругу лиц. Но многие компании и индивидуальные предприниматели (ИП) сами дают о себе очень много информации, указывая в рекламе, статьях, социальных сетях и т. д. данные о себе, своих продуктах, сервисах, с целью привлечь клиентов и укрепить отношения с партнерами.

Это позволяет быстро узнать об интересующем контрагенте всю необходимую информацию, понять, как вести с ним дела, предусмотреть возможные негативные и позитивные экономические и правовые последствия.

Если совершать сделки без проверки, не удастся избежать взаимодействия с недобросовестными контрагентами, и несколько таких сделок могут не только нарушить нормальную деятельность компании, но и сделать ее полностью невозможной. Поэтому следует проявлять должную осмотрительность и проводить оценку потенциального контрагента, а также лиц, ответственных за подписание договора.

Такое исследование не только повысит надежность сделок, но и минимизирует подозрения налоговых органов в сговоре с недобросовестными участниками экономических отношений.

В частности, в Письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ Федеральная налоговая служба РФ указывает: «Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" предусмотрено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

В связи с этим ФНС России рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки.

Как следует из ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении информации. К ним могут относиться сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица (ЮЛ), документах, подтверждающих факт внесения записей о ЮЛ и ИП в соответствующие государственные реестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени ЮЛ;
  • из других официальных источников.

Кроме того, для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими ЮЛ (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для «фирм-однодневок»), а также наименования ЮЛ, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Вместе с тем согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  • являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Учитывая изложенное, налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, в том числе проверки реальности их коммерческой деятельности, вправе:

  1. запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
  2. воспользоваться сервисами, размещенными на сайте ФНС России;
  3. обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов с запросом об установленных в отношении контрагентов нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения» (Постановление Пленума ВАС 53 от 12.10.2006).

Подозрения налоговой инспекции в том, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, даже если нет нарушений налогового законодательства, вынудит вас на срочный сбор документов, направленных на доказывание добросовестности. Поэтому лучше озаботиться этим заранее и иметь на всякий случай подготовленную документацию.

Когда нужно проверять контрагента

Кроме риска подозрений налоговой инспекции, существуют ситуации, в которых целесообразно провести проверку контрагента.

  1. Если вы Вы решили выбрать компанию, с которой раньше были разовые сделки, для долгосрочного сотрудничества. Как правило, при долгосрочном сотрудничестве договор предусматривает дополнительные более выгодные условия, такие как увеличение сроков исполнения, отсутствие существенных неустоек и т. д. Идти на такие условия без проверки не стоит.
  2. Заключение договора с новым контрагентом. Разовая сделка без надлежащей проверки может оказаться «роковой».
  3. Заключение договора с отсрочкой платежа или с предоплатой. Разумеется, в данном случае риски возникают для одной из сторон. Идти на такой повышенный риск без проверки не стоит.

Информацию о контрагентах необходимо регулярно отслеживать, а при возникновении явных сомнений и подозрений проводить повторную «глубокую» проверку, обновив имеющиеся данные о действующем партнере.

Проверка контрагентов также снижает риски:

  • образования просроченной дебиторской задолженности;
  • отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС (налоговый орган может отказать в возврате НДС компании, в отношении которой совершено правонарушение, в случае, если она не проявила должную осмотрительность при заключении сделки);
  • встречных налоговых проверок контрагента, когда налоговая инспекция требует от вашей компании предоставления сведений о совершившей налоговое нарушение компании-контрагенте.

Какие данные нужно проверять

ФНС рекомендует получать следующие данные:

  • о составе учредителей компании-контрагента;
  • размере уставного капитала;
  • наличии полномочий у руководства компании;
  • платежеспособности компании;
  • ее производственных мощностях и трудовых ресурсах;
  • репутации;
  • наличии торговых и складских помещений;
  • местонахождении организации по указанному адресу и достоверности контактной информации.

Следует произвести поиск информации об организации в открытых источниках, изучить представленные данные на сайте компании и удостовериться в их актуальности. Убедиться, что уполномоченные лица не привлекались к ответственности в качестве обвиняемых за нарушение законодательства РФ, а организация, в первую очередь, за неисполнение обязательств. Немаловажным будет узнать, числится ли компания в списке должников и не начата ли процедура банкротства.

При поиске необходимо искать информацию не по наименованию, а с помощью таких идентифицирующих признаков, как:

  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • адрес местонахождения (юридический адрес).

Так вы исключите возможные ошибки в достоверности сведений.

Получением указанных данных о контрагенте ограничиваться не стоит. Следует проверить следующие данные из открытых источников:

  1. Паспортные данные руководителя контрагента.
  2. ЕГРЮЛ.
  3. Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.
  4. Отсутствие решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ.
  5. Отсутствие решений об исключении контрагента из ЕГРЮЛ как недействующего ЮЛ.
  6. Отсутствие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков)
  7. Отсутствие контрагента в банке данных судебных приставов.
  8. Отсутствие руководителей контрагента в реестре лиц, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке.
  9. Отсутствие дисквалификации у лиц, входящих в состав исполнительных органов контрагента (актуально при проверке лиц, подписывающих договор).
  10. Отсутствие регистрации контрагента по адресу массовой регистрации.
  11. Отсутствие контрагента в базе юридических лиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует.
  12. Отсутствие публикаций объявлений о несостоятельности (банкротстве). регистрации, истории и состоянии доменного имени сайта организации.

Также очень важно посмотреть судебную практику компании (лучший источник информации «истинного лица» контрагента) в Картотеке арбитражных дел.

Заключение

Итак, вы получили блоки информации об арбитражных делах, финансовом состоянии и возникающих рисках. Из этого и следует исходить при анализе. Обращайте внимание на то, растут ли объемы компании или, наоборот, уменьшаются. Из арбитражной практики можно узнать, какие лица ведут споры с контрагентом, связаться с ними, получить информацию. Из самой практики можно понять, какие риски по договорам возникают с данным контрагентом.
Если же и после такой глубокой проверки вам непонятны объемы деятельности такой компании, но возникают неустранимые сомнения в ее добросовестности, то лучше откажитесь от работы с этим контрагентом.

Оксана Ивановна Баркалова Практикующий специалист в сфере налогового и бухгалтерского учета, аттестованный внутренний аудитор, финансовый аналитик, дипломированный специалист Президентской программы

Михаил Владимирович Давыдов

Заслуженный адвокат, член Президиума Союза адвокатов России, президент Алтайского отделения Союза  адвокатов России. (г. Барнаул)

Ещё материалы по теме