Как предотвратить выездную налоговую проверку | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Новосибирск
  • Новосибирск
  • Томск
  • Саратов
  • Омск
  • Москва
  • Красноярск
  • Барнаул
(383)218-88-88
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Как предотвратить выездную налоговую проверку
Как предотвратить выездную налоговую проверку

13.09.2021

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 8 (135), сентябрь 2021.

Тотальный систематический налоговый контроль остался в прошлом. После трех лет предпринимательской деятельности уже нет оснований опасаться неминуемой выездной налоговой проверки. Более того, налогоплательщики получили эффективные инструменты влияния на эту область налогового контроля.

Государство перешло к так называемому риск-ориентированному подходу при планировании и проведении выездных налоговых проверок. На практике это означает, что налогоплательщик оценивается по ограниченному ряду критериев — маркеров потенциальных нарушений закона. По итогам оценки налоговый орган предполагает наличие или отсутствие в деятельности хозяйствующего субъекта налоговых нарушений.

В первом случае налогоплательщик может быть включен в план проведения выездных налоговых проверок, во втором случае риск назначения выездной налоговой проверки в отношении него отсутствует.


Основные критерии-маркеры потенциальных нарушений

Маркеры потенциальных нарушений опубликованы в «Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков» (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), и предприниматели могут их использовать для того, чтобы оценить риск назначения налоговой проверки, снизить или даже исключить его.

Среди основных критериев-маркеров можно выделить следующие.

  1. Налоговая нагрузка

Если налоговая нагрузка у налогоплательщика существенно ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли, то он может попасть в зону внимания ИФНС. Если же нагрузка соответствует среднеотраслевому показателю или превышает его, то это существенно снижает вероятность углубленного налогового контроля.

Для оценки риска по данному критерию необходимы расчеты налоговой нагрузки за интересующие (в плане наличия/отсутствия риска проверки) налоговые периоды и сопоставление их с данными о среднем отраслевом уровне, которые можно найти на сайте ИФНС.

  1. Наличие в финансово-хозяйственной деятельности признаков использования наиболее типичных схем ухода от налогообложения

Это один из самых важных критериев-маркеров. Выявление признаков использования типичных схем налоговые органы стремятся автоматизировать. На данный момент внедрена и активно эксплуатируется автоматизированная система контроля за уплатой НДС (АСК НДС). Это программный комплекс ФНС для выявления незаконных вычетов НДС.

Выявление таких признаков чревато по меньшей мере предпроверочным анализом со стороны ИФНС.

Контролируемые схемы ухода от налогов публично раскрываются, поэтому и в этом случае возможна самопроверка и принятие управленческих решений по ее итогам.

Примеры контролируемых схем

Схема 1. Работа с самозанятыми

Она приводит к занижению НДФЛ и страховых взносов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды.

ФНС на официальном сайте уведомляет: «ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам».

Признаками использования схемы с самозанятыми для ИФНС могут стать следующие обстоятельства:

  1. повторяющаяся последовательность:

  1. налогоплательщик нанимает подряд друг за другом только самозанятых.

Обозначенные выше «случайные» совпадения создают основания для ИФНС подозревать, что кандидаты сами не намеревались становиться самозанятыми, а искали работу по трудовому договору и самозанятость инициируется фактическим работодателем;

  1. самозанятые ежемесячно получают одни и те же суммы. Еще более привлекут внимание выплаты самозанятым в дни перечисления заработной платы работникам.

Схема 2. Дробление бизнеса

Приоритетное направление в работе инспекций — выявление и пресечение схем получения необоснованной налоговой выгоды при дроблении бизнеса.

1) взаимосвязь бизнес-субъектов;

2) единый центр управления у хозяйствующих субъектов;

3) единые учетные, регистрационные, иные общие данные (реквизиты);

4) отсутствие материальных, кадровых, административных ресурсов для самостоятельной работы хозяйствующих субъектов.

Для оценки возможности доначисления налогов ИФНС будет предпринимать действия по получению доказательств того, что реально действовала одна компания, а не несколько самостоятельных лиц, и что единственной целью дробления являлось неправомерное применение специального налогового режима.

  1. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

Показатели средней заработной платы в разрезе разных лет по отраслям и субъектам РФ формирует Росстат. Он же размещает их на своем официальном сайте.

Одновременно эти данные транслирует и ФНС. В системе КонсультантПлюс в разделе «Калькуляторы» вы можете рассчитать различные показатели по налоговой нагрузке.

  1. Опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Покажем на примере алгоритм оценки риска по данному критерию.

Данные для оценки содержатся в декларации по налогу на прибыль организаций:

Темп роста расходов (1,89) выше темпа роста доходов (1,82) в нашем примере. 
Однако, учитывая, что темп роста расходов незначительно выше темпа роста доходов, то налоговый риск крайне низок.

Дополнительным риском является «несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Добавим к данным налоговой отчетности данные финансовой отчетности и сопоставим их:

Соотношение в полной мере не сохраняется. Однако расхождение незначительное и налогового риска не создает.

  1. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

Риск составляет ситуация, когда доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.

Критерий рассчитывается на основании данных деклараций по НДС и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме начисленного НДС, умноженное на 100%. Результат больше 89% составляет налоговый риск.

Пример оценки риска.

Декларации по НДС за 2020 год, раздел 3, строки 200, 190:

Налоговый риск отсутствует, поскольку во всех случаях доля вычетов меньше 89%.

Перечень критериев оценки риска, описание интересующих ИФНС налоговых схем раскрываются в письмах, приказах, в информации на официальном сайте ИФНС. Благодаря этому налогоплательщик самостоятельно или с привлечением налогового консультанта может провести оценку риска проведения выездной налоговой проверки, спланировать свою хозяйственную деятельность таким образом, чтобы исключить риск проведения углубленных проверок.

При своевременном обнаружении факторов-катализаторов проверки в своей деятельности организация или предприниматель получает возможность предпринять меры по их устранению на будущее и предупредить проведение проверки.

Как предотвратить налоговую проверку

Подводя итог, обозначим алгоритм действий, направленных на предотвращение выездной налоговой проверки:

  1. Оцените риск назначения выездной налоговой проверки за налоговые периоды, открытые для налогового контроля, по общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
  2. Выявив слабые места (обнаружив риск по тем или иным критериям), сформулируйте экономически обоснованное объяснение отклонения от «нормы» за прошедшие налоговые периоды и (или) спланируйте деятельность на будущее так, чтобы ее результаты были близки к «норме», как их видит ИФНС.

Объяснения по прошедшим периодам могут потребоваться в рамках предпроверочного анализа. Он предшествует в текущее время назначению выездной налоговой проверки. Продуманные заранее, соответствующие законодательству и данным отчетности, убедительные доводы о причинах отклонений могут свести на нет риск назначения выездной проверки.

  1. Осуществляя предпринимательскую деятельность и принимая управленческие решения, учитывайте критерии оценки налоговых рисков и избегайте факторов, провоцирующих внимание налоговых органов.

Анна Соколова,

Независимый налоговый консультант, юрист в сфере налогового и гражданского права, автор блога о российских налогах TRIBUTUM (Ярославль).

Ещё материалы по теме