Придет ли к вам налоговая проверка? Критерии оценки рисков | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Барнаул
  • Новосибирск
(495)797-80-90
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Придет ли к вам налоговая проверка? Критерии оценки рисков
Придет ли к вам налоговая проверка? Критерии оценки рисков

25.10.2023


Статья размещена в газете «Первая полоса» № 9 (158), октябрь 2023


Любой выездной налоговой проверке предшествует комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом несмотря на то, что планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, существует ряд критериев для отбора, установленных Концепцией планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

viktor-talashuk-05HLFQu8bFw-unsplash.jpg


Согласно данной Концепции, налогоплательщик, соответствующий общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. При этом еще раз стоит отметить, что процесс отбора носит открытый характер.

Критерии оценки рисков

Рассмотрим 12 общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которым следуют налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли. Процент налоговой нагрузки с разбивкой по годам приведен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение двух и более лет).

3. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное (два и более в течение года) приближение (менее 5%) к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Доля профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Хотелось бы подчеркнуть, что в данном пункте речь идет именно о письменном уведомлении о вызове налогоплательщика, содержащем требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов приведен в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В части налога на прибыль организаций: отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

О деятельности с высоким налоговым риском может свидетельствовать отсутствие следующих данных:

— личных контактов руководства компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

— документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя, копий документа, удостоверяющего их личность;

— информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;

— рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т. п., при этом усугубляется это наличием доступной информации о других участниках рынка, в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Дополнительно повышает риски налоговой проверки одновременное присутствие следующих обстоятельств:

— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

— наличие в договорах условий, отличающихся от обычаев делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т. п.);

— отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т. п.);

— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т. п.

Налогоплательщикам, желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется не прибегать к сомнительным операциям и уведомить налоговые органы об уточнении налоговых обязательств для своевременного учета откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации вместе с ней предлагается представлять пояснительную записку по форме, установленной в приложении № 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Самое важное здесь то, что в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по п. 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Таким образом, рассмотренная Концепция направлена в первую очередь на уточнение налогоплательщиками, ведущими деятельность с высокими налоговым риском, своих налоговых обязательств.

Исходя из практики, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что включают налогоплательщика в план выездных налоговых проверок на основании именно совокупности критериев, а не какого-либо одного критерия.

Например, первый из критериев — низкая налоговая нагрузка при отсутствии иных критериев, таких как ведение деятельности с высоким налоговым риском, сам по себе не может являться причиной назначения выездной налоговой проверки. При этом деятельность с высоким налоговым риском (сотрудничество с «проблемными контрагентами», налоговые разрывы и прочее) при большой налоговой нагрузке вероятнее всего приведет к назначению выездной налоговой проверки.


Колинько_300-300.png

 Екатерина Колинько

 руководитель бухгалтерской фирмы, 

 главный бухгалтер 

 г. Барнаул.

Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач. 

Специальное предложение

*Предложение действительно для юридических лиц, зарегистрированных в регионах: Москва и Московская область, Саратовская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Алтай и Алтайский край, Томская область, Красноярский край.

Ещё материалы по теме