Имеет ли право компания размещать на своем сайте товарные знаки партнеров без их разрешения? | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Новосибирск
  • Новосибирск
  • Томск
  • Саратов
  • Омск
  • Москва
  • Красноярск
  • Барнаул
(383)218-88-88
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Имеет ли право компания размещать на своем сайте товарные знаки партнеров без их разрешения?
Имеет ли право компания размещать на своем сайте товарные знаки партнеров без их разрешения?

19.05.2020

Вопрос:

Компания оптовой торговли при создании сайта выделила раздел «Наши партнеры», который содержит подраздел «Поставщики и Покупатели». В этом подразделе указаны только товарные знаки контрагентов в виде графических изображений. Компания действительно имеет заключенные договоры поставок и оказания услуг, реализует продукцию, приобретенную у владельцев товарных знаков или с помощью их сервисов. Имеет ли право компания размещать на своем сайте товарные знаки партнеров без их разрешения (разрешения правообладателя)?



Ответ:

Действие исключительного права на товарный знак распространяется на всю территорию РФ (ст. 1479 ГК РФ). Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

В стст. 1252, 1515 ГК РФ установлена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака.

По смыслу перечисленных правовых норм, подлежащим запрету незаконным использованием товарного знака является использование лицом обозначения:

  • сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком правообладателя;
  • в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров;
  • в отсутствие разрешения правообладателя.

В п. 157 Постановления Пленума ВС РФ № 10 разъяснено, что использованием товарного знака признается его использование для целей индивидуализации товаров юридических лиц или ИП.

В предмет доказывания по требованию о защите права на товарный знак входят факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком путем использования товарного знака либо обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении товаров (услуг), для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров (услуг), если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Само по себе упоминание товарного знака в информационных целях не является его использованием. Следовательно, если товарный знак используется ответчиком в информационных целях, а не для индивидуализации своего товара или оказываемых им услуг, то отсутствует факт нарушения исключительного права (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2019 № С01-852/2019 по делу № А40-266746/2018).

Полагаем, что если владелец сайта имеет договорные отношения с правообладателем товарного знака и размещение знака носит информационный характер, то это не является нарушением исключительных прав (Определение Верховного суда РФ от 22.08.2019 № 306-ЭС19-14568 по делу № А65-20700/2018, Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2018 по делу № А65-20700/2018).

Однако запрет на использование товарного знака контрагента может следовать из положений заключенного договора. Например, положения договора о конфиденциальности предполагают запрет не только на распространение информации о факте сотрудничества, но и на размещение товарного знака одного из контрагентов на сайте другого.

Поэтому более верным решением будет регламентация рассматриваемого вопроса в договоре между сторонами, причем правообладатель вправе сделать соответствующую оговорку как в тексте договора, так и впоследствии оговорить это дополнительно (если договором не установлено, что партнеру такое использование разрешено). В таком случае обычно оговариваются срок использования товарного знака (посредством размещения на сайте контрагента) и необходимость согласовать изображение и расположение товарного знака с правообладателем.

Ответ подготовил эксперт «Альвенты» Елена Гомзякова с использованием системы КонсультантПлюс.


Ответ подготовлен на основе следующих документов из системы КонсультантПлюс:

Ещё материалы по теме