Какая ответственность за нарушение карантина? | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Новосибирск
  • Новосибирск
  • Томск
  • Саратов
  • Омск
  • Москва
  • Красноярск
  • Барнаул
(383)218-88-88
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Какая ответственность за нарушение карантина?
Какая ответственность за нарушение карантина?

10.04.2020

Вопрос:

Прошу дать разграничение составов административного правонарушения ч. 2 ст. 6.3. и ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.



Ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) (далее «КоАП РФ») предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ ответственность предусмотрена за невыполнение требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее «Закон о СЭБН»), и нормативных актов, принятых в соответствии с ним (санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, постановления и др.) которые являются обязательными для граждан и организаций (ст.ст. 10 и 11 Закона о СЭБН). Например, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 31 Закона о СЭБН). При этом, порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона о СЭБН). Применительно к ситуации распространения инфекции (COVID-2019) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N 9 (ред. от 03.04.2020) "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" руководителям субъектов РФ предписано обеспечить изоляцию на 14 суток лиц, вернувшихся из-за пределов РФ в домашних условиях или в условиях обсерватора. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и Роспотребнадзора, строительного надзора и корпорации «Росатом».

Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена за невыполнение положений Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее «Закон о ЧС»). Так, в соответствии с п. «у» ч. 1 ст. 11 Закона о ЧС органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, например, обязанность граждан не подпадающих под действие санитарного законодательства не покидать место жительства (пребывания) без уважительных причин или обязанность организаций приостановить свою деятельность. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (органы внутренних дел, МЧС и др.). При этом в положениях ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ прямо указано, что они не распространяются на действия (бездействие) предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, положения предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ разграничивают ответственность за нарушение в первом случае только санитарного законодательства в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, во втором случае за нарушение обязательных правил поведения не предусмотренных прямо санитарным законодательством, но предусмотренных правовым актом о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Ответ подготовил эксперт «Альвенты» Евгений Михеев с использованием системы КонсультантПлюс.

Информация актуальна на 09.04.2020.

Ответ подготовлен на основе следующих документов из системы КонсультантПлюс:

Вы также можете читать наши материалы в Яндекс.Дзен.

Ещё материалы по теме