Общество на ОСНО имеет автомобили с отслеживанем ГЛОНАСС. Есть ли риски учета стоимости использованного бензина в целях исчисления налога на прибыль при несоответствии маршрутов? | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Новосибирск
  • Новосибирск
  • Томск
  • Саратов
  • Омск
  • Москва
  • Красноярск
  • Барнаул
(383)218-88-88
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Общество на ОСНО имеет автомобили с отслеживанем ГЛОНАСС. Есть ли риски учета стоимости использованного бензина в целях исчисления налога на прибыль при несоответствии маршрутов?
Общество на ОСНО имеет автомобили с отслеживанем ГЛОНАСС. Есть ли риски учета стоимости использованного бензина в целях исчисления налога на прибыль при несоответствии маршрутов?

16.11.2018

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в октябре 2018 г.

Общество на ОСНО, имеет автомобили. Для отслеживания местонахождения автомобилей заключен договор на мониторинг подвижных объектов (ГЛОНАСС). Описание маршрутов в путевых листах (в разделе «Маршрут») должно ли четко соответствовать системе мониторинга поездок (ГЛОНАСС)? Если имеется несоответствие маршрутов, то есть ли риски учета стоимости использованного бензина в целях исчисления налога на прибыль?



Путевой лист является первичным учетным документом для списания ГСМ. Путевой лист необходим, если автомобиль не оснащен электронной системой контроля пробега. В этом случае использование транспорта в служебных целях подтверждается путевыми листами, которые по выбору организации можно составлять:
— либо по унифицированной форме;
— либо по форме, разработанной самостоятельно.

Главное, чтобы в путевом листе были все обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом (Письмо Минфина от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161).

Если на автомобиле установлена электронная система контроля пробега, то путевые листы можно не использовать (Письмо Минфина от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

По поводу соответствия данных путевых листов и электронной системой управления можно отметить следующее.

По материалам одного из судебных дел в ходе проверки путевой документации автомобиля скорой медицинской помощи, оборудованного системой управления станции скорой медицинской помощи (на базе системы ГЛОНАСС), было выявлено расхождение данных путевых листов и показаний вышеуказанной системы в части значений километража маршрутов в сменах работника. Организация-работодатель обратилась к сотруднику с требованием возместить ущерб. Суд же указал, что сам факт расхождения не свидетельствует о том, что работник отклонялся от маршрута или сливал топливо (см. Решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11.04.2013 № 2-555/2013).

Важно понимать, что у системы ГЛОНАСС имеются свои особенности. В автоматизированном режиме система рассчитывает расстояние до населенных пунктов не исходя из фактических километров дороги, а по прямой, то есть с искажениями. Кроме того, не все населенные пункты внесены в базу данных, поэтому часть поездок вообще не учитывается.

Исходя из этого, можно предположить, что незначительные расхождения в описании маршрутов, указанных в путевых листах, и маршрутов по системе ГЛОНАСС, которые можно объяснить какими-то особенностями электронной системой управления, не являются критичными и могут иметь место быть. Если же расхождения существенные и логично необъяснимые, то вполне вероятно, что у проверяющих возникнут дополнительные вопросы по поводу обоснованности списания в состав расходов, учитываемых для налога на прибыль, стоимости использованного ГСМ.

В то же время для подтверждения списания ГСМ организация может использовать только распечатку с данными о маршруте электронной системы управления без оформления путевых листов, если автомобиль оснащен электронной системой пробега.


Ответ предоставлен на основе документов из системы КонсультантПлюс:

  • Типовая ситуация: Нужен ли путевой лист для списания ГСМ (Издательство «Главная книга», 2018);
  • Типовая ситуация: Как учесть приобретение и списание ГСМ по топливным картам (Издательство «Главная книга», 2018);
  • Типовая ситуация: Как учесть приобретение и списание ГСМ за наличные (Издательство «Главная книга», 2018);
  • Статья: Автомобиль не роскошь, а средство передвижения! (Поздышева О.Ю.) («Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2018, № 5);
  • Статья: Оформляем путевые листы по всем правилам (Корсаков Д.М.) («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, № 4);
  • Статья: Расходы на ГСМ: нормативы, отчетность, арбитраж (Вольхина Ю.) («Расчет», 2017, № 9);
  • Статья: «Путевые» расходы в учете организации» («Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2017, № 18-19).
Ещё материалы по теме