Общество (ОСНО) с января 2018 заключило договор аренды помещения, но переезд только в августе 2018 в связи с ремонтом помещения. 1. Можно ли брать в расходы по налоговому учету сумму аренды с обоими арендодателями? 2. Можно ли брать в налоговом учете расх | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Новосибирск
  • Новосибирск
  • Томск
  • Саратов
  • Омск
  • Москва
  • Красноярск
  • Барнаул
(383)218-88-88
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Общество (ОСНО) с января 2018 заключило договор аренды помещения, но переезд только в августе 2018 в связи с ремонтом помещения. 1. Можно ли брать в расходы по налоговому учету сумму аренды с обоими арендодателями? 2. Можно ли брать в налоговом учете расх
Общество (ОСНО) с января 2018 заключило договор аренды помещения, но переезд только в августе 2018 в связи с ремонтом помещения. 1. Можно ли брать в расходы по налоговому учету сумму аренды с обоими арендодателями? 2. Можно ли брать в налоговом учете расх

16.11.2018

Ответ подготовлен экспертами «Альвенты» в октябре 2018 г.

Общество на ОСН. С января 2018 года заключило договор аренды помещения для офиса. С середины января Общество до переезда в новое офисное помещение начало осуществлять ремонт арендованных помещений с письменного разрешения Арендодателя. До августа 2018 Общество находилось в «старом» арендуемом помещении. Ремонт выполняет подрядная организация. Ремонт серьезный (меняются батареи, ровняются стены, потолки, полы и т. д.). По договору стоимость ремонта частично будет зачитываться в счет арендной платы. Вопросы:
1. Можно ли брать в расходы по налоговому учету сумму аренды с обоими Арендодателями (т. к. пока шел ремонт со «старого» помещения не переезжали, переехали только в августе)?
2. Можно ли брать в налоговом учете расходы на ремонт в арендуемом помещении?



По первому вопросу
Минфин не имеет ничего против учета в расходах арендной платы сразу за два помещения одновременно – из которого организация съезжает и в которое въезжает. Даже если организация не переезжает долгое время, например, из-за длительного ремонта нового офиса.

При этом Минфин указывает, что расходы на аренду можно учитывать до госрегистрации договора и даже до его заключения. Ведь в договоре стороны вправе установить, что его условия применяются к отношениям, возникшим до его заключения (Письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-03-06/1/345, Письмо Минфина России от 09.02.2011 № 03-03-06/1/84, Письмо Минфина России от 15.02.2007 № 03-03-06/2/26).

Одновременно Минфин предоставил налоговикам при проверке право проверять обоснованность расходов на оба офиса — они будут оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект.

Таким образом, в данном случае организация имеет право учесть в составе расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, арендную плату за оба офисных помещения одновременно.

По второму вопросу
Как правило, капитальный ремонт переданного в аренду объекта недвижимости должен проводить арендодатель. Однако по договоренности стороны могут возложить эту обязанность на арендатора (п. 1 ст. 616 ГК РФ).

Арендатор вправе признавать в целях налогообложения расходы на проведение капитального ремонта, если арендодатель не компенсирует ему понесенные затраты (п. 2 ст. 260 НК РФ). При применении метода начисления затраты на ремонт признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в фактическом размере и независимо от факта оплаты (п. п. 1, 2 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Если в договоре аренды нет каких-либо условий о капитальном ремонте, соответствующая обязанность лежит на собственнике объекта — арендодателе. Но на практике он может не выполнять свои обязанности. В такой ситуации арендатор на основании п. 1 ст. 616 ГК РФ имеет право произвести за счет арендодателя капитальный ремонт арендуемого имущества, если такая обязанность арендодателем не исполняется. Данное право возникает у арендатора, только если состояние арендуемого объекта таково, что требует неотложного капитального ремонта, либо ремонт не выполняется в срок, прямо определенный договором (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2009 по делу № А05-86/2009).

При этом согласно мнению контролирующих органов сумма полученного возмещения расходов на проведение капитального ремонта учитывается арендатором для целей налогообложения прибыли в составе выручки от реализации. Соответственно, арендатор должен отразить в налоговом учете транзитную операцию: затраты на ремонт учитываются в расходах, а сумму компенсации, полученной от арендодателя — в доходах (Письмо Минфина России от 05.04.2017 № 03-03-06/1/20242, Письмо Минфина России от 18.03.2008 № 03-03-09/1/195).

Таким образом, в данном случае арендатор имеет право учесть в составе расходов для исчисления налога на прибыль затраты на капитальный ремонт арендованного помещения в полной сумме, тогда как в составе доходов он должен отразить сумму частичной компенсации арендодателя, которая составит стоимость ремонтных работ, зачтенную в счет арендной платы.


Ответ предоставлен на основе документов из системы КонсультантПлюс:

  • Письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-03-06/1/345;
  • фрагмент из «Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)»;
  • консультация в форме «корреспонденция счетов»: …Как отразить в учете организации-арендатора расходы на капитальный ремонт арендованного помещения, выполненный с привлечением подрядной организации, если договором аренды установлено, что его стоимость арендодателем не возмещается?.. (Консультация эксперта, 2018);
  • консультация в форме «вопрос-ответ»: …Как отражаются в учете у арендатора расходы на ремонт помещения в счет арендных платежей? (Консультация эксперта, 2018);
  • статья: Бизнес в арендованном помещении: как учесть расходы на ремонт (Крайнев А.) («Новая бухгалтерия», 2017, № 10).
Ещё материалы по теме