В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей. Вместе с тем положения Закона № 223-ФЗ не содержат запретов на количество закупок заказчиком на сумму, не превышающую 100 000 руб. (письма Минэкономразвития России от 20.09.2016 № Д28и-2447, от 11.02.2015 № Д28и-205).
Также Закон о закупках не устанавливает период времени, в течение которого могут осуществляться рассматриваемые закупки и количество поставщиков, у которых производятся указанные закупки (п. 2 письма ФАС России от 30.12.2011 № АЦ/49682, Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.01.2017 № А70-9648/2016). Соответственно в законодательстве не содержится какой-либо ответственности в данной ситуации.
Но заказчик, при заключении нескольких договоров на сумму менее 100 000 рублей, в положении о закупке должен установить способы закупки, стоимость которых не превышает 100 000 руб., а также порядок подготовки и проведения такой закупки.
При этом стоит учесть, что злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика может привести к недобросовестной конкуренции и повлечь формирование прецедента для заказчика. Поскольку ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Однако из Вашего вопроса следует, что заказчик в положении о закупках данный вопрос не определил. Из чего следует предположить, что в таком случае суд может признать заключенные договора ничтожными на том основании, что они заключены в нарушение Законом № 223-ФЗ.
По мнению суда, дробление сторонами общего объема работ, подлежащих выполнению и определение цены каждого договора в пределах, не превышающих 100 000 руб., свидетельствует о намерении сторон уйти от соблюдения процедуры торгов. Поскольку формально договора образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для соблюдения ограничения, предусмотренного специальным законом (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2017 № А32-34918/2016).
Ответ предоставлен на основе анализа документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:
- Письма Минэкономразвития России от 11.02.2015 № Д28и-205, от 20.09.2016 № Д28и-2447.
- Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.01.2017 по делу № А70-9648/2016.
- Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2017 по делу № А32-34918/2016.
- Консультация в форме «Вопрос-ответ»:… В день аптека получает от одного поставщика несколько накладных, на каждую из которых дается отдельный договор поставки и спецификация (сумма по каждой в отдельности до 100 000 руб.). Как считать по Закону № 223-ФЗ закупку до 100 000 руб., суммируя все накладные и договора или по отдельности каждую накладную и договор поставки? (Консультация эксперта, 2014).
- Консультация в форме «Вопрос-ответ»:… Согласно ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе не размещать на официальном сайте государственных закупок сведения о закупке товара, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Поясните, 100 000 руб. на одну позицию? Какова периодичность лимита данной суммы - месяц, квартал, год? («Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы», 2014).
- Выдержка из статьи «Законодательство о закупках: что нарушают заказчики?» (Зайцева Г.) («Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, № 4).