Что сегодня нужно знать работодателю о ведении воинского учета, мобилизации и бронировании работников | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Барнаул
  • Новосибирск
(495)797-80-90
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Что сегодня нужно знать работодателю о ведении воинского учета, мобилизации и бронировании работников
Что сегодня нужно знать работодателю о ведении воинского учета, мобилизации и бронировании работников

07.11.2022


Статья размещена в газете «Первая полоса» № 10 (148), ноябрь 2022


«По мобилизации призваны в общей сложности 300 тыс. человек –

около 1% мобилизационного ресурса»

С.К. Шойгу

На сегодняшний день не более 20% российских компаний ведут воинский учет сотрудников.

Некоторые работодатели стали активно интересоваться этим вопросом только после объявления частичной мобилизации работников.

В этой статье я хочу дать пошаговый алгоритм действий работодателя с учетом актуальных изменений в законодательстве. Ниже подробно рассмотрим следующие этапы:

  1. Ознакомление с требованиями законодательства о воинском учете и мобилизации.

  2. Проведение внутреннего аудита ведения воинского учета в организации.

  3. Составление информационной памятки для работников, подлежащих воинскому учету.

  4. Определение примерного списка работников, которые могут быть мобилизованы.

  5. Организация бронирования работников.

  6. Отслеживание изменений в требованиях законодательства о мобилизации.

Что сегодня нужно знать работодателю о ведении воинского учета, мобилизации и бронировании работников.jpg


Что сегодня нужно знать работодателю о ведении воинского учета, мобилизации и бронировании работников

Ознакомление с требованиями законодательства о воинском учете и мобилизации

Воинский учет — это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов:

  • призывные ресурсы — граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету;

  • мобилизационные людские ресурсы — граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету.

Воинскому учету подлежат:

  • мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе;

  • женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие военно-учетную специальность.

Вместе с тем определенные категории граждан не подлежат постановке на воинский учет, например:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

  • проходящих военную службу;

  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;

  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и др.;

Количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, зависит от количества сотрудников, состоящих на воинском учете:

Светлышева 1_Ознакомление с требованиями законодательства о воинском учете и мобилизации.png.png

При наличии в организации двух и более работников по воинскому учету их надо объединить в отдельное подразделение — военно-учетный стол (ВУС).

Обязанности работодателя по ведению воинского учета:

  • проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность документов воинского учета;

  • заполнять документы учетные документы;

  • разъяснять работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету и мобилизационной подготовке / мобилизации;

  • информировать военкоматы о принятых и уволенных работниках, подлежащих постановке на воинский учет, а также об обнаруженных нарушениях;

  • сверять с военкоматом не реже 1 раза в год сведения о воинском учете;

  • оповещать работников о вызовах военкоматов и др.;

Документы воинского учета, которые предъявляются при поступлении на работу:

Светлышева 2_Ознакомление с требованиями законодательства о воинском учете и мобилизации.png.png

Проведение внутреннего аудита ведения воинского учета в организации

Для этого требуется проверить:

  • состоит ли организация на учете в военкомате (если нет, надо зарегистрироваться);
  • наличие и оформление приказа о назначении ответственного лица за ведение воинского учета в организации, который должен быть согласован с военкоматом;
  • наличие плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, согласованного с военкоматом;
  • ведение картотеки на работников, подлежащих воинскому учету: заполнение личных карточек (форма № 10), размещение и хранение документов;
  • дату последней сверки с информацией военкомата.

Составление информационной памятки для работников, подлежащих воинскому учету

Информационную памятку для работников следует раздать под подпись.

В памятке можно отразить информацию о том, как вести себя в случае получения повестки из военкомата, например:

  • получить повестку: проверить удостоверение у того, кто вручает повестку; форма повестки; 

  • принимать под расписку; вручить должны не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке;

  • сообщить работодателю (закрепить эту ответственность в ЛНА, например, в ПВТР);

  • явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военкоматов;

  • подготовить документы в случае права на отсрочку;

  • не доверять слухам и непроверенной информации и ориентироваться на официальные источники, такие как горячая линия 122 и официальный ресурс правительства «Объясняем.рф» для информирования граждан по вопросам частичной мобилизации.

Также можно перечислить причины, по которым работник может не явиться по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины, а именно:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Дистанционные работники, которые более 6 месяцев находятся за границей, исключаются из запаса. Работники из других городов должны встать на временный воинский учет по месту пребывания в течение 3 месяцев (90 дней).

Предупредите работников о том, что розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат осуществляются органами внутренних дел.

Определение примерного списка работников, которые могут быть мобилизованы

Обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (для этого требуется издать приказ о назначении ответственного лица);

  • разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий (следует утвердить план мероприятий);

  • оказывать содействие военкоматам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая обеспечение своевременного оповещения и явки работающих в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военкоматов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части (надо вручить уведомление о необходимости явки на сборные пункты под подпись);

  • выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Какие работники подлежат призыву на военную службу по мобилизации?

Сначала будут призывать первый разряд.

Какие работники подлежат призыву на военную службу по мобилизации_Таблица 3.png

При частичной мобилизации призываются граждане:

  • прошедшие срочную службу в рядах ВС РФ;

  • состоящие в запасе;

  • обладающие определенными военно-учетными специальностями (полный перечень кодовых обозначений ВУС засекречен; по информации от военкоматов сейчас на военную службу в связи с мобилизацией призывают граждан с военно-учетными специальностями, такими как стрелковые, войсковой разведки, танковые, инженерные войска, санитарный инструктор, медицинские специальности);

  • имеющие соответствующий опыт боевых действий (Сирия, Чечня, Афганистан и др.).

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

  • забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ;

  • признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до 6 мес.);

  • занятым уходом за членами семьи, нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

  • являющимся опекунами или попечителями несовершеннолетнего родного брата и (или) родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

  • имеющим на иждивении 4 и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет;

  • имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении 3 детей в возрасте до 16 лет;

  • матери которых кроме них имеют 4 и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;

  • членам Совета Федерации и депутатам Госдумы и др.

Например, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется по указу Президента РФ гражданам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, на период работы в этих организациях.

Минобороны России приняло решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации в отдельных высокотехнологических отраслях, а также финансовой системы РФ граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих:

  • в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области ИТ;

  • в российских операторах связи;

  • в системообразующих организациях в сфере информации и связи;

  • в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка.

Основанием для отсрочки являются списки граждан, предоставляемые руководителями соответствующих организаций.

Что делать, если военкомат требует организовать явку сотрудников в связи с мобилизацией?

В организацию может поступить письмо от военкомата с перечнем работников для явки в военкомат, а работнику должна быть вручена повестка от представителя военкомата (под подпись).

Следует известить работников о явке в военкомат с военным билетом (уведомление в 2 экземплярах под подпись).

Трудовой договор приостанавливается, за работником сохраняется место работы.

В табеле проставляется соответствующий код (например, «Г», «М» и т. п.).

Работодателю следует продумать замену отсутствующим работникам (например, заключение срочных ТД, распределение функций между работниками, передача права подписи, документов, информации и пр.).

Граждан, которых призывают на военную службу по частичной мобилизации, приравнивают к военнослужащим, проходящим военную службу в ВС РФ по контракту. Уровень их денежного содержания такой же, как у военнослужащих, проходящих военную службу в ВС РФ по контракту.

В Трудовой кодекс с 07.10.2022 внесены изменения для обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ:

  1. Работник пишет заявление о приостановлении действия трудового договора, прикладывает копию повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление о заключении с ним контракта о прохождении военной службы.

  2. Работодатель издает приказ о приостановлении действия трудового договора и не позднее дня приостановления действия трудового договора выплачивает работнику заработную плату и все причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора.

  3. В период приостановления действия трудового договора за работником сохраняется место работы (должность) и засчитывается в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости). Расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником в этот период не допускается (кроме случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора).

  4. Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу (работник обязан предупредить работодателя о своем выходе на работу не позднее чем за 3 рабочих дня).

  5. В случае если работник не вышел на работу по истечении 3 месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, трудовой договор расторгается. Федеральный орган исполнительной власти, с которым работник заключил соответствующий контракт, обязан информировать работодателя о дате окончания прохождения работником военной службы по контракту.

Организация бронирования работников

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут бронировать работников, которые пребывают в запасе, чтобы обеспечить бесперебойную работу организации в случае мобилизации и в военное время, при условии, что эти организации:

  • выполняют госзаказы во время мобилизации либо военных действий;

  • участвуют в исполнении мобилизационных заданий по кооперации;

  • наделены полномочиями при введении военного положения;

  • обеспечивают обороноспособность и безопасность страны, жизнедеятельность населения.

Полного перечня таких организаций в открытом доступе нет. Узнать это можно в комиссии по бронированию по месту регистрации организации (например, в Москве сведения о районных комиссиях размещены на сайте mos.ru через вкладку «Территориальные органы власти»: https://www.mos.ru/authority/territory)

Если у организации есть обязательства по брони, следует:

  • издать приказ об организации бронирования граждан, пребывающих в запасе, и о назначении ответственного за нее (проект приказа должен быть согласован с территориальным военкоматом);

  • проверить наличие плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (если плана нет, надо разработать); уточнения вносятся в план мероприятий один раз в полгода;

  • составить список сотрудников, которые подлежат бронированию и которым нужны отсрочки от призыва (ФИО, должности); подписать у руководителя организации; заверить печатью и отправить его для согласования в комиссию по бронированию, которая сообщит, кому из работников предоставили отсрочку (документы по бронированию хранить в организации 5 лет после снятия работника с учета);

  • забронированным работникам оформить удостоверение об отсрочке (срок 10 дней с момента, когда закончился испытательный срок сотрудника, или со дня приема на работу, если испытание сотруднику не установили);

  • получить в военкомате бланк удостоверения о бронировании граждан (форма Ф-4); зарегистрировать его в книге по учету бланков специального воинского учета (форма № 13); заполнить документ и извещение о зачислении на специальный воинский учет; внести информацию в карточку учета (подп. «б» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» формы № 10); сдать заполненные документы в военкомат;

  • составить график вручения удостоверений (кто и когда вручает, содержание документа и т. п.); при этом уполномоченный по вручению удостоверений должен каждые полгода проходить инструктивное занятие в военкомате;

  • забронированных граждан снять с общего учета и поставить на специальный воинский учет (если работники состоят на учете в другом военкомате, следует направить в военкоматы извещения о зачислении сотрудников на специальный воинский учет).

Отслеживание изменений в требованиях законодательства о воинском учете

Далее следует на регулярной основе отслеживать изменения в требованиях законодательства о воинском учете и мобилизации (издать соответствующий приказ о назначении ответственного лица).

Организацию могут проверить на предмет нарушений по ведению воинского учета. При этом если в организации более 500 работников, состоящих на воинском учете, ее проверяют ежегодно, остальных — минимум один раз в три года.

Какую ответственность несет работодатель за нарушение работы по воинскому учету

Какую ответственность несет работодатель за нарушение работы по воинскому учету_Таблица 4

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ, от имени военкоматов рассматривают:

  • военные комиссары;

  • военные комиссары муниципальных образований;

  • начальники отделений военкоматов муниципальных образований.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.



 svetlysheva_o.yu.png   Ольга Юрьевна Светлышева,
Кандидат юридических наук,
консультант по вопросам HR-менеджмента,
сертифицированный специалист в области кадрового менеджмента,
член Национального союза кадровиков (Москва).

Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач. 

Специальное предложение

Ещё материалы по теме