Статья размещена в газете «Первая полоса» № 5 (121), июнь 2020.
Федеральным законом РФ от 01.04.2020 № 100-ФЗ (далее — 100-ФЗ) Уголовный кодекс РФ дополнен новыми положениями, предусматривающими ответственность за преступления, характер общественной опасности которых связан с распространением коронавирусной инфекции (далее — COVID-19).
Авторы инициативы обосновывали необходимость усиления уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ). Однако в итоговом законодательном решении новеллы состоялись по двум направлениям.
Преступления, связанные с распространением коронавируса: новеллы УК РФ
Ответственность за распространение заведомо ложной информации
УК РФ дополнен нормами, предусматривающими ответственность за намеренное дезинформирование граждан и общественности относительно COVID-19, мер ее предупреждения.
Соответствующие положения сейчас содержатся в УК РФ в ст. 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан» и ст. 207.2 «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия».
Состав преступления по ст. 207.1 УК РФ сконструирован законодателем как формальный. Ответственность предусмотрена за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.
Преступление признается юридически оконченным с момента распространения в любой форме указанной информации. В примечании к ст. 207.1 УК РФ дано понятие обстоятельств, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан. Преступление относится к категории небольшой тяжести. Санкция не предусматривает наказание в виде лишения свободы, максимальное наказание — ограничение свободы на срок до 3 лет.
Состав преступления по ст. 207.2 УК РФ является материальным. Ответственность предусмотрена за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации.
В отличие от преступления, предусмотренного ст. 207.1 УК РФ, предметом преступления в ст. 207.2 УК РФ признается информация о COVID- 19, обладающая свойством общественной значимости. Обязательным условием уголовной ответственности признается наступление общественно опасных последствий в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека (ч. 1) либо причинения смерти по неосторожности или иных тяжких последствий (ч. 2). Законом предусмотрен квалифицированный вид данного преступления. По ч. 1 максимальное наказание — до 3 лет лишения свободы, по ч. 2 — до 5.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
Положения ст. 236 УК РФ дополнены нормами, устанавливающими более строгие меры ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
Так, нарушение, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается (ч. 1 ст. 236 УК РФ):
- штрафом в размере от 500 до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы (или иного дохода) за период от 1 года до 18 месяцев;
- лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет;
- ограничением свободы до 2 лет, принудительными работами до 2 лет либо лишением свободы на тот же срок.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается (ч. 2 ст. 236 УК РФ):
- штрафом от 1 до 2 млн руб. или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 года до 3 лет;
- ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет;
- принудительными работами на срок от 3 до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок.
Нарушение, которое по неосторожности станет причиной смерти двух или более лиц, наказывается (ч. 3 ст. 236):
- принудительными работами на срок от 4 до 5 лет;
- лишением свободы на срок от 5 до 7 лет.
Разъяснения Верховного суда
В связи с возникшими вопросами вокруг законодательных новелл, ВС РФ подготовил соответствующие разъяснения и представил в формате двух обзоров — Обзоры № 1 (от 21.04.2020), № 2 (от 30.04.2020) Президиума ВС РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением мер противодействия распространению на территории РФ COVID-19.
Действие новелл УК РФ во времени
Вопрос 1. Возможна ли уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, если оно совершено до вступления в силу 100-ФЗ, устанавливающего преступность этого деяния, но пресечено в период, когда указанная статья уже действовала?
Позиция ВС РФ. Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 207.1 УК РФ, если деяние совершено до вступления в силу 100-ФЗ, то есть до 1 апреля 2020 года.
Вопрос 2. Наступает ли ответственность по ст. 207.2 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, совершенное до вступления в силу 100-ФЗ, в случаях, когда последствия этих действий в виде причинения вреда здоровью человека, смерти человека или иные тяжкие последствия наступили после вступления его в силу?
Позиция ВС РФ. Уголовно наказуемыми по ст. 207.2 УК РФ могут быть признаны только те действия, которые были совершены в период, начиная с 1 апреля 2020 года.
Признаки предмета преступлений, предусмотренных ст. 207.1 и 207.2 УК РФ
Вопрос 1. Относятся ли обстоятельства распространения COVID-19 на территории РФ к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан?
Позиция ВС РФ. Относятся, поскольку распространение COVID-19 на территории РФ повлекло и может еще повлечь:
- человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей;
- значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Вопрос 2. Что является общественно значимой информацией?
Позиция ВС РФ. Предмет преступления, предусмотренного ст. 207.2 УК РФ, является содержательно более широким по отношению к предмету преступления, ответственность за которое установлена в ст. 207.1 УК РФ. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общественно значимой признает информацию, которая создает угрозу:
- причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу;
- массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;
- создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Если в результате распространения информации о COVID-19 последствия, указанные в ст. 207.2 УК РФ, не наступили, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 207.1 УК РФ.
Вопрос 3. Что следует понимать в диспозициях ст. 207.1 и 207.2 УК РФ под заведомо ложной информацией?
Позиция ВС РФ. Под заведомо ложной информацией следует понимать такую информацию (сведения, сообщения, данные и т. п.), которая изначально не соответствует действительности, о чем достоверно было известно лицу, ее распространявшему.
Вопрос 4. Что следует понимать в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ под распространением под видом достоверных сообщений?
Позиция ВС РФ. О придании ложной информации вида достоверной могут свидетельствовать, например:
-
формы, способы ее изложения (ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц и др.);
-
использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к другим событиям.
Лицо должно действовать с прямым умыслом, сознавать, что размещенная им, например, в интернете под видом достоверной информация является ложной, и иметь цель довести эту информацию до сведения других лиц.
Объективная сторона составов преступлений, предусмотренных в ст. 207.1 и 207.2 УК РФ
Вопрос. В чем состоит публичность распространения информации, указанной в диспозициях ст. 207.1 и 207.2 УК РФ?
Позиция ВС РФ. Признак публичности распространения означает, что информация адресована группе или неограниченному кругу лиц, а также что информация выражена в любой доступной форме (устной, письменной, с использованием технических средств).
При оценке наличия признака публичности распространения следует учитывать место, способ, обстановку и другие обстоятельства.
Публичный характер имеет заведомо ложная информация, которая распространяется посредством, например, СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и др.), в массовой рассылке электронных сообщений, путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.
Отграничение преступлений по ст. 207.1 и 207.2 УК РФ от смежных административно наказуемых деяний (ст. 13.15 КоАП РФ)
Позиция ВС РФ. Критерии разграничения данных правонарушений являются следующими:
-
уголовно наказуемое распространение — это публичное распространение заведомо ложной информации не только путем использования СМИ и интернета, но и посредством выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т. п.;
-
для целей разграничения необходимо учитывать условия, в которых осуществляется распространение, цели и мотивы (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка);
-
реальная общественная опасность и причинение вреда охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности.
Отграничение преступления по ч. 2 ст. 236 УК РФ от смежного административного правонарушения (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ)
Позиция ВС РФ. Правила разграничения правонарушений следующие:
-
административная ответственность по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ наступает лишь в тех случаях, когда действия (бездействие) правонарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния;
-
за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность и в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК РФ;
-
если наступили последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц), то содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ;
-
если установлено массовое заболевание людей либо создание угрозы наступления таких последствий — это ч. 1 ст. 236 УК РФ.
|
Роман Николаевич Боровских, доктор юридических наук (г. Новосибирск). |
Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач.