Уголовная ответственность руководителя, бухгалтера, юриста | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Барнаул
  • Новосибирск
(495)797-80-90
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Уголовная ответственность руководителя, бухгалтера, юриста
Уголовная ответственность руководителя, бухгалтера, юриста

09.11.2021


Статья размещена в газете «Первая полоса» № 10 (137), ноябрь 2021.


К уголовной ответственности привлекаются физические лица, которые совершили преступление с использованием своего должностного положения. Таким образом, должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по тем статьям УК РФ, в которых имеется квалифицирующий признак «с использованием служебного положения», а также «лицом, выполняющим управленческие функции».

Такая квалификация содержится во многих статьях, поэтому рассмотрим те, что чаще всего встречаются в практике. Начнем с руководителя организации и главного бухгалтера.

Уголовная ответственность руководителя, бухгалтера, юриста.png


Уголовная ответственность руководителя, бухгалтера, юриста

Привлечение к ответственности руководителя и главного бухгалтера

Рассмотрим привлечение лица, занимающего должность руководителя организации или главного бухгалтера, к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате организацией (ст. 199 УК РФ).

Уклонением в этом случае считается непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывающее документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, в качестве отчетных за налоговый (расчетный) период (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48).

Такими лицами являются руководитель организации – плательщика налогов, сборов, страховых взносов либо уполномоченный представитель такой организации (ст. 29 НК РФ). Субъектом данного преступления может являться также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации – плательщика налогов, сборов, страховых взносов.

До выхода данного постановления в утратившем силу Постановлении Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 среди субъектов кроме руководителя был четко указан главный бухгалтер, что породило широкую практику привлечения по ст. 199 УК РФ лиц, занимающих должность главного бухгалтера, в том числе без наличия доверенности на подписание отчетности.

Дело в том, что главный бухгалтер не уполномочен подписывать документы, предоставляемые в налоговые органы (ст. 29 НК РФ), в силу закона. Для этого должна быть соответствующая доверенность.

Таким образом, упоминание главного бухгалтера в качестве уполномоченного лица в утратившем силу Постановлении Пленума неправильно, поскольку таким лицом может быть и любое другое, которому выдана доверенность.

Но если такой доверенности нет, то никакие работники организации, кроме руководителя, не могут быть соисполнителями преступления по ст. 199 УК РФ, даже в том случае, если они признаны соучастниками преступления. Однако нужно понимать, что в этом случае данные лица все равно могут быть организаторами, подстрекателями или пособниками (ст. 33 УК РФ). Это важно, поскольку от вида соучастия зависит признание совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, что является обстоятельством, отягощающим наказание (ст. 63 УК РФ).

Главному бухгалтеру и любому другому лицу, которому выдана доверенность на подписание документов, предоставляемых в налоговые органы, в этом случае следует понимать, что, когда он подписывает данные документы при уклонении от уплаты налогов, становится субъектом преступления по ст. 199 УК РФ.

Законный представитель налогоплательщика — это лицо, уполномоченное представлять организацию на основании закона или учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ).

Но есть еще одна формулировка, вызывающая трудности и ошибки в практике применения, — это упоминание лица, фактически выполнявшего обязанности руководителя организации-плательщика. Путаница связана с тем, что п. 3 ст. 53.1 ГК РФ определяет лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, так называемых «теневых директоров». И часто при квалификации обвинители ошибочно привлекают таких лиц, в то время как они не выполняют обязанности руководителя, не обладают полномочиями на подпись отчетности и не могут быть субъектами преступления по ст. 199 УК РФ.

Тем не менее нужно помнить, что никто не застрахован от ошибочной квалификации, и не нужно надеяться на то, что «суд разберется». Если обвинительное заключение с такой ошибочной квалификацией передано в суд, то для ее изменения нужна серьезная позиция защиты по делу.

Как уже было указано выше, даже если главный бухгалтер не будет признан соисполнителем преступления, его вполне могут признать пособником и даже организатором. Поэтому, если главному бухгалтеру становится известно о совершаемом уклонении от уплаты налогов, он должен предпринять все возможное, чтобы показать свою добросовестность.

В соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер может не согласиться с решением руководителя организации, если усмотрит уклонения от уплаты налогов, а именно:

  1. не принять данные, содержащиеся в первичном учетном документе, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению единоличного исполнительного органа, который в результате этого и берет на себя ответственность за полученную информацию;

  2. не отразить объект бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности по письменному распоряжению единоличного исполнительного органа, который и берет на себя ответственность за достоверность сведений о финансовом состоянии экономического субъекта на принятую отчетную дату, а также о результатах деятельности и движении денежных средств в этот период.

В таком случае бухгалтер должен составить служебную записку на имя руководителя организации, отразить в ней свое мнение о противоправности совершаемой операции и требование о получении письменного приказа от генерального директора на совершение такой операции.

Казалось бы, данные действия снимают с бухгалтера ответственность за их совершение, но это не так. Согласно ч. 2 ст. 42 УК РФ, лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Таким образом, единственный выход из этой ситуации, несмотря на приказ, отказаться от подписи.

Практика по ст. 199 УК РФ

Приговор Кировского районного суда Санкт-Петербурга по ч. 2 ст. 199 УК РФ от 30.07.2020 № 1-514/2020: «Гражданка Б., являвшаяся главным бухгалтером ООО «Р.» и не осведомленная о преступном умысле Т., находясь 07.04.2016 в офисе ООО «Р.» по вышеуказанному адресу, полагая, что представленные Тонковым А.В. сведения о финансово-хозяйственных отношениях ООО «Р.» с ООО «С.» и ЗАО «К.» являются достоверными и отображают реальные факты хозяйственной жизни Общества, составила налоговые декларации ООО «Р.» по НДС за налоговый период II квартала 2014 года, в который включила заведомо для Т. ложные сведения в соответствии с принятыми к бухгалтерскому учету вышеуказанными фиктивными документами, после чего представила данные налоговые декларации на подпись Т.».

Приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска по ч. 2 ст. 199 УК РФ от 18.12.2018 № 1-263/2017: «Всего за налоговые периоды – IV квартал 2012 года и IV квартал 2013 года (то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), Г., действуя от имени и в интересах руководимой им организации – ООО «П.», умышленно, из личной заинтересованности, желая извлечь выгоды неимущественного характера, обусловленные соображениями карьеризма, выразившимися в приукрашивании действительного положения дел в организации, желании создать у собственника и работников ООО «П.» о себе мнение как о хорошем руководителе, сохранении за собой должности и рабочего места директора ООО «П.», путем включения в налоговые декларации, представляемые в Инспекцию ФНС, расположенную по адресу: <адрес>, заведомо ложных сведений – завышенной величины налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным от ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», на основании которых были исчислены налоговая база и общая сумма НДС, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость с организации – ООО «П.», не перечислив в бюджетную систему РФ подлежащий уплате НДС в сумме 50 460 873 руб.».

Приговор Дзержинского районного суда г. Волгограда по ч. 2 ст. 199 УК РФ от 24.10.2017 № 1-227/2017: «К., с целью уклонения от уплаты налогов с общества в особо крупном размере, действуя из корыстных побуждений, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий и желая наступления общественно опасных последствий в виде неуплаты налогов в бюджет Российской Федерации, необоснованно применил налоговые вычеты по НДС на основании фиктивных документов, что привело к неуплате налогов в бюджет в особо крупном размере».

Привлечение к уголовной ответственности бухгалтера и руководителя

Кроме налоговых преступлений, руководитель и главный бухгалтер могут быть привлечены и к уголовной ответственности:

  • за присвоение или растрату (ст. 160 УК РФ);
  • неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации (ст. 194 УК РФ).

Руководитель также может быть привлечен к уголовной ответственности за невыплату заработной платы и других выплат (ст. 145 УК РФ). Ответственность чаще всего наступает в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но также возможны и принудительные работы и лишение свободы (максимально до 5 лет).

Привлечение к уголовной ответственности юристов

К уголовной ответственности могут привлечь не только руководителя организации и главного бухгалтера, но и юриста (правда, также, как и любого другого работника, если он воспользовался при совершении преступления своими должностными обязанностями).

Обычно юристов привлекают не в качестве исполнителей преступления, а как соучастников в совершении действий, преследующих преступные цели. Например, юрист придумал и разъяснил руководителю организации способы:

  • налоговой оптимизации с целью уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ);
  • мошенничества (ст. 159 УК РФ);
  • присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ);
  • разработки схем и создания цепочки фиктивных сделок, обналичивания денежных средств (ст. 171, 174 УК РФ) и др.

Затем научил уходить от ответственности за это и разделил с преступниками полученную от нанесения ущерба преступлением прибыль.

Самые известные такие дела — «дело Магнитского» и «дело ЮКОСа». В этих делах как раз бывших юристов привлекли к уголовной ответственности за организацию и пособничество в уклонении от уплаты налогов.

Главный признак для обвинителя в данном случае — умысел. То есть юрист, предпринимая действия по оказанию юридической помощи, заведомо знал о намерении руководителя (другого организатора) совершить преступление, а также готовил документы, активно участвовал в процессе совершения.

Пример судебного дела:

Ш., привлеченный И. как юрист, при помощи поддельных документов без его ведома и согласия лишил его права на долю в уставном капитале общества, внеся при этом изменения в учредительные документы общества. Судом кассационной инстанции Ш. осужден за пособничество в мошенничестве по ст. 33 ч. 5, ст. 159 ч. 2 УК РФ (Постановление Московского городского суда от 20.05.2011 № 4у/9-2817).

В некоторых случаях юрист может быть привлечен к ответственности и как исполнитель преступления. В частности, он может быть посредником во взятке (ст. 291.1 УК РФ, Апелляционное определение Верховного суда от 29.08.2013 № 78-АПУ13-24: юрисконсульт администрации была «признана виновной в посредничестве в получении взятки, соучастии в преступлении, сговоре, встречах и переговорах с осужденным по ст. 291-1 ч. 4 УК РФ»).

Есть риск привлечения к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ) при участии юриста в переговорах, когда он требует передать имущество.

Таким образом, юристу организации нужно серьезно оценивать риски привлечения к уголовной ответственности. Если руководитель требует от него разъяснить совершение действий, образующих состав преступления, или совершить преступление, то следует воздержаться от пособничества. В ответ необходимо направить руководителю письменное разъяснение всех возможных рисков возбуждения уголовного дела с указанием того, что юрист не рекомендует предпринимать незаконных действий.

Соответственно, и руководитель, и главный бухгалтер, и юрист, и другие работники организации, как только возникает подозрение на совершение преступления, должны разобраться в последствиях и прекратить участие в преступлении. Только таким способом можно избежать уголовной ответственности.

 davydov22.png   Михаил Владимирович Давыдов,
заслуженный адвокат, член Президиума Союза адвокатов России,
президент Алтайского отделения Союза адвокатов России (г. Барнаул).

Ещё материалы по теме