Как исключить корпоративное мошенничество | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Барнаул
  • Новосибирск
(495)797-80-90
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Как исключить корпоративное мошенничество
Как исключить корпоративное мошенничество

19.09.2022


Статья размещена в электронном издании «Первая полоса» № 8 (146), сентябрь 2022.

Корпоративное мошенничество — это новое понятие, сложившееся как совокупность признаков злоупотреблений внутри компании, направленных на получение личной имущественной выгоды в ущерб деловым интересам хозяйствующего субъекта.

Как исключить корпоративное мошенничество.jpg


Как исключить корпоративное мошенничество

Согласно ч. 1 ст. 159 УК РФ, мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Однако понятие корпоративного мошенничества намного шире, оно затрагивает всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от их статуса и организационно-правовой формы, поскольку может проявляться в разных аспектах.

Обращаю внимание читателей на то, что не все формы корпоративного мошенничества образуют состав уголовного преступления. Иногда это нарушения, подлежащие разрешению в гражданско-правовом или корпоративном порядке или в ходе инициируемого спора в рамках трудового законодательства, но их объединяет один очевидный признак — причинение ущерба в виде действительных или потенциальных потерь: имущества, ценных ресурсов, информации, нематериальных активов, сведений, данных и т. д.

Перечень таких форм мошенничества не является исчерпывающим и определяется спецификой деятельности каждого отдельно взятого субъекта. При этом можно судить о видах мошенничества исходя из ценности защищаемых ресурсов, в частности так, как показано в таблице 1.

Таблица 1 Ратанина.png

Наиболее важным является своевременное выявление и предотвращение корпоративного мошенничества, что достигается следующими последовательными мерами:

  1. проведение анализа бизнеса на предмет оценки потенциальных и реальных рисков и выявления наиболее уязвимых направлений и/или участков деятельности;

  2. разработка и внедрение мер противодействия и защиты;

  3. регулярное проведение контрольных мероприятий и аудита для целей выявления нарушений и (или) корректировки карты рисков.

Любые меры внутренней защиты подразделяются по принципу «придумать — закрепить — обеспечить» на несколько видов (см. таблицу 2).

Таблица 2 Ратанина.png

Только совокупность данных мер предоставляет возможность полно и комплексно защитить ваши интересы, кроме того, все они перекликаются между собой и работают только во взаимосвязи.

Любая логика построения системы защиты исходит из результатов проведенного анализа (так называемый комплаенс-контроль) и строится по принципу:

1) определения меры противодействия риску (организационные меры);

2) юридического закрепления организационной структуры (юридические меры);

3) определения и внедрения технических средств защиты и контроля (технические меры).

Субъектами корпоративного мошенничества являются:

  • работники;

  • участники/акционеры;

  • третьи лица — в формате:

1) злоупотребления при исполнении сделки (например, недобросовестного исполнения договора авторского заказа, в результате которого права на заказанный объект интеллектуальной собственности или на переданные конфиденциальные данные были присвоены, использованы или переданы третьим лицам);

2) организации внешней атаки, в том числе при содействии ваших сотрудников или участников/акционеров (в виде прямого умысла или должностной халатности).

Безусловно, самым ценным способом недопущения случаев корпоративного мошенничества является создание внутренней корпоративной культуры нетерпимости к любого рода нарушениям и злоупотреблениям.

Такие этические постулаты должны определять внутренний глубокий антагонизм и неприятие возможности подобного поведения в принципе, но это сфера нравственная, которая, однако, может быть подкреплена:

  • мерами поощрения добросовестного поведения;

  • созданием достойной системы оплаты и условий труда для целей повышения ценности самой работы и опасений ее потерять;

  • поощрением реагирования на ставшие известными факты нарушений (вы не можете контролировать все, поэтому вовлечение в такой контроль сотрудников, которые могут отметить значимые факты и обстоятельства в ходе обычной рабочей деятельности, — ценный ресурс);

  • применением мер порицания недобросовестного поведения, когда сведения о фактах злоупотреблений раскрываются внутри компании или перед третьими лицами.

Крайне важным в отношениях внутри компании является юридическое закрепление правил служебного поведения, что достигается созданием внутренних локальных актов, устанавливающих правила поведения и внутренней работы (например: Кодекс корпоративной (служебной) этики; Положение о порядке работы с информацией, сведениями и данными; Правила работы в информационных системах; Правила пользования сотовой связью; Правила пользования электронной почтой; Положение о коммерческой тайне; Положение о работе с конфиденциальной информацией и т. д.), разработкой индивидуальных должностных инструкций, включающих ровно тот функционал, который вы вменяете сотрудникам (допустимо включать ссылки на действующие локальные акты и положения законодательства РФ) и включением обязанностей работника в трудовой договор.

Таким образом, четко должны быть установлены правила поведения сотрудников, обязанность их соблюдать и доведение до сведения сотрудников их обязанностей, если они не изложены в подписанном ими трудовом договоре (иными словами, если такие обязанности изложены в локальных актах или должностных инструкциях, надо доказать, что сотрудник с ними ознакомлен).

Если речь идет о взаимодействии с третьими лицами, надлежащая защита обеспечивается только следующими способами:

  • созданием требуемых условий защиты информации внутри компании (например, режим коммерческой тайны признается введенным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», соответственно, пока режим не работает, его никто не может нарушить);

  • включением соответствующих обязательств контрагента в письменную сделку (либо в составе заключаемого договора, либо в виде отдельных соглашений о соблюдении конфиденциальности).

Если данные требования не соблюдены, вменить сотруднику или контрагенту неисполнение указанных правил поведения будет невозможно (см., например, Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2022 по делу № 8Г-24221/2021[88-265/2022-(88-22108/2021)] и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 № 19АП-3597/21 по делу № А35-5760/2020).

Только соблюдение всех установленных законодательством требований в отношении вводимых вами в компании процедур позволяет действенно привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности (см., например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 28.03.2017 по делу № 33-5352/2017).

Крайне важно зафиксировать ставший известным факт мошенничества, для чего необходимо проведение служебного расследования, по итогам которого принимаются одно или несколько решений из числа следующих:

  • привлечение к дисциплинарной ответственности виновных лиц;

  • обращение в правоохранительные органы в случае выявления уголовно наказуемых действий (бездействий);
  • проведение внеочередного внутреннего аудита для целей анализа или переоценки рисков;

  • выработка новых или доработка действующих мер защиты и профилактики;

  • незамедлительное обращение в суд или в Роспатент для целей восстановления своих прав.

В частности, в зависимости от субъекта ответственности и обстоятельств корпоративного мошенничества восстановление ваших прав возможно и через конструкцию злоупотребления правом (так, суд признал регистрацию товарного знака, сходного с произвольной частью фирменного наименования общества, с целью создания собственного бизнеса по оказанию услуг в сфере спорта с использованием средства индивидуализации злоупотреблением правом (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.10.2021 № 300-ЭС21-11315 по делу № СИП-932/2019). Иными словами, на корпоративной войне все средства хороши.


Ратанина.png

Дарья Сергеевна Ратанина,

Бизнес-юрист с 17-летним стажем работы

(г. Пенза/Москва).


Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач. 
Специальное предложение

Ещё материалы по теме